Продолжение темы
11 мая российские и мировые информационные агентства сообщили: Арбитражный суд Москвы по иску одного из участников Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров арестовал 2, 2 процента акций "Газпрома", принадлежащих компаниям "Оникс-Инвест" и "Ариал", а также запретил "Газпрому" включать эти две фирмы в список акционеров, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров газовой монополии.
Маловероятно, что названия этих фирм что-то говорят нашим читателям. А вот имя их создателя и фактического руководителя - бывшего вице-премьера Бориса Федорова, а также славное имя "Объединенной финансовой группы" (ОФГ) известны давно и хорошо - хотя бы по публикациям в нашей газете (см. "РГ", N 32-33 от 15 февраля, N 55 от 20 марта и N86 от 5 мая). Похоже, история Бориса Федорова, самой "Объединенной финансовой группы" и "серых схем" торговли акциями "Газпрома", рассказанная в этих публикациях, подходит к концу. Однако это вовсе не означает, что в ней не появятся еще увлекательные сюжеты. Но обо всем по порядку.
Проспекты и проспектики
В России все процессы начинаются с головы. "Охота к перемене мест" первой охватила Первопрестольную. Под "местом" мы в данном случае имеем в виду улицы, площади, переулки и проспекты столицы, которые в начале прошлого века звались так, в середине - иначе, а в конце века - снова так. Или иначе. Коренные москвичи, которых после всех пертурбаций осталось считанные единицы, блуждали вокруг Арбата, не понимая, какой переулок к нему выводит. Приезжие смотрели в карту, призрачную, как прошлогодний снег, и не знали, о чем спрашивать и без того запутавшихся москвичей. Наконец, как и всякая эпидемия, прошла и эта болезнь к переименованию улиц и площадей. Казалось, что все кое-как установилось и настала долгожданная топонимическая стабильность: Охотный ряд не переместится на Солянку, а Протопоповский переулок не превратится снова в Безбожный. Но это только показалось...
Болезнь перекинулась в бизнес, и вот как она там выглядит. Решили вы, например, завязать партнерские отношения с "Объединенной финансовой группой". Взяли в руки ее рекламный проспект, из которого следует, что она - ОФГ - является лидером в сфере инвестиционно-банковской деятельности, реализации ценных бумаг и сделок с ними и т. д. Желание ваше подогревается еще и тем, что фирма эта основана не кем иным, как бывшим вице-премьером РФ Борисом Федоровым и его западным другом Чарльзом Райаном. Изучили вы этот проспект, допустим, в канун Нового года. Обнаружили, что входят в ОФГ солидные зарубежные компании, правда, все как есть оффшорные. Скажем, "Арролл Инвестментс Лимитед". А потом уехали кататься на лыжах. Вернувшись же, обнаружили, что нет больше такой компании по привычному адресу. Переместилась она на проспект Маркса. И называется теперь еще более мудрено - "Ю. ЭФ. ДЖИ. АИ. ЭС. Стракчед Холдинге Лимитед". Кстати, ту же самую "перемену мест" вы могли бы обнаружить в вариантах устава ЗАО "ОФГ", если бы решили перечитать его с паузой в один календарный месяц.
Но уже просто шок случился бы с вами в Бурятском Агинском автономном округе, если бы судьба забросила вас туда по ей одной известной надобности. В райцентре Агинское, на улице, носящей странное имя Базара Ринчино, на доме N 84, словно в булгаковской "нехорошей квартире", вы бы обнаружили настоящий калейдоскоп непрерывно сменяющихся вывесок. Неизменной оставалась бы, пожалуй, только аббревиатура "000".
На ней стоит остановиться подробнее. Дело в том, что именно общества с ограниченной ответственностью оказались для наиболее ловких дельцов от "дикого" капитализма настоящим Клондайком и немереным полем деятельности для создания так называемых "серых схем". А Борису Федорову именно в этой, а вовсе не в инвестиционно-банковской сфере просто нет равных. Только в райцентре Агинское им было зарегистрировано около 35 таких обществ, уставные капиталы которых были практически полностью сформированы за счет средств тех, кому по Указу Президента РФ N 529 подобная деятельность запрещена. То есть иностранцев, "прописанных" во внешних оффшорных зонах.
В свою очередь, все эти оффшорные компании полностью подконтрольны ОФГ, где литеру "Ф" вполне можно читать как "федоровская". Через забайкальские ООО , сколачивая их по три, непрерывно переучреждая и столь же непрерывно увеличивая уставный капитал, член Совета директоров "Газпрома" и отчаянный либерал Федоров позволял компаниям-нерезидентам скупать газпромовские акции по российским ценам, которые в два раза ниже цены на их иностранные аналоги - так называемые американские депозитарные расписки (АДР). Соответственно эти самые АДР на внешнем рынке катастрофически дешевели, и их владельцы оказывались, мягко говоря, в подвешенном состоянии.
Крестики-нолики
Итак, дочерние кипрские компании ОФГ оказываются владельцами 40-процентного пакета акций сразу в трех российских фирмах. А те в свою очередь владеют акциями друг друга. Схема "овладения" не так уж и сложна. Она напоминает механизм плетения девичьей косы - прядка левая, прядка правая, прядка срединная. Или застегивание портупеи: ремни сперва надеваются крест-накрест, затем скрепляются с ремнем опоясывающим. По учредительным документам являясь российскими, эти компании под Указ N 529 вроде бы не подпадают. Но незримо пометившие их "крестики" добавляют в уставный капитал весьма осязаемые нолики, доводя долю иностранцев до 70 процентов.
Как мы помним, "лишним человеком" Онегиным не сразу овладела "охота к перемене мест". Ей предшествовало овладевшее пушкинским героем "беспокойство". По всей видимости, нечто похожее и в той же последовательности происходит и с Борисом Федоровым. Не желая становиться "лишним человеком", особенно в Совете директоров "Газпрома", Борис Григорьевич отчаянно пытается вызвать в этом совете хаос. В частности, постоянно "наезжает" на газовую монополию, используя так называемый "мягкий шантаж", или "гринмейл". Например, требует независимой аудиторской проверки газовой монополии, причем силами конкретной, им лично выбранной фирмы. Или манипулирует на рынке ценных бумаг, пользуясь закрытой служебной информацией.
Сергей Карпов, координатор Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров, на недавней пресс-конференции в ИТАР-ТАСС утверждал, что Федоров готов повторить путь Гусинского. То есть выехать за границу и "с того берега" рассказывать западным корреспондентам, как "Газпром" преследует его по политическим мотивам. Но вот в чем закавыка: в Совете директоров "Газпрома" Федоров как бы представляет интересы миноритарных акционеров, то есть владельцев относительно небольших пакетов акций. Однако же не кто иной, как один из этих акционеров, подал иск в Черемушкинский межмуниципальный суд города Москвы, решением которого 26 апреля 2001 года были арестованы акции ОАО "Газпром", принадлежащие ООО "Регал" - одной из бесконечно "перекрещивающихся" фирм. Правда, ее пакет составляет всего лишь 0, 1 процента акций газового гиганта.
За нею 3 мая, согласно решению уже Пресненского суда Москвы, последовали ее близнецы и владельцы примерно таких же пакетов акций ООО "Фондовый мир" и ООО "Прогресс-ТНК". А уже 4 мая целых два процента акций, принадлежащих ООО "Оникс-Инвест" и ООО "Ариал", были арестованы Арбитражным судом столицы. Кроме того, суды постановили исключить названные фирмы из числа участников собрания акционеров ОАО "Газпром", назначенного на 29 июня 2001 года. А это значит, что выдвинутые ими в Совет директоров газовой монополии руководители и создатели ОФГ Борис Федоров, Чарльз Райан, Илья Щербович и деятельно сочувствующий им Иван Тырышкин (руководитель объединения участников рынка ценных бумаг НАУФОР) могут поставить крест на своих планах подержаться за газовый краник. Сергей Карпов, являющийся выразителем стихии бунта на миноритарном корабле, полагает, что в скором времени будут арестованы все 6, 2 процента акций "Газпрома", скупленных "дочурками" ОФГ для иностранных перекрестных отцов.
Бесхвостые и двухвостые
Однако же погодим с выводами. Почему бы, исходя из презумпции невиновности, не высказать несколько контрпредположений. Ну, например, что акционер, подавший на структуру ОФГ в суд, сам не прочь воспользоваться федоровскими схемами. Или что аудиторская фирма "Делойт энд Туш", навязываемая Федоровым "Газпрому", действительно является примером неподкупности и полнейшей объективности. Для того чтобы выяснить это, нам придется снова переменить место и отправиться на экзотический британский остров Мэн, омываемый водами Ирландского моря. "Мэн", как известно, по-русски "человек". Соответственно ничто человеческое ему не чуждо. В том числе и страсть к оффшорам. Или к бесхвостым кошкам, которыми остров славится.
Назван остров так, потому что очертаниями напоминает человеческую фигуру. Но метафорически всю "планету людей" можно было бы назвать большим островом Мэн.
Выйдя прогуляться по острову, вы, однако, рискуете сделать нечаянное открытие, что иные коты там, напротив, обладают сразу двумя хвостами. Если вы зайдете между делом в местное управление по регистрации компаний, то обнаружите, что офис одной из дочерних компаний ОФГ "Ю. ЭФ. ДЖИ. АЙ. ЭС. Стракчед Холдинге Лимитед" расположен по одному адресу с офисом "Делойт энд Туш" - той самой, неподкупной и объективной, которую стараниями Федорова чуть было не наняли для аудиторской проверки "Газпрома". Искали бы потом черную бесхвостую кошку в "серых схемах"... Видимо, "крутой мэн" Федоров отнюдь не "лишний человек" на острове Мэн. Но он вполне может оказаться лишним в Совете директоров "Газпрома". Ведь если аресты акций будут продолжаться, то у Бориса Федорова просто не останется "подзащитных", которые могли бы избрать его в новый совет на собрании акционеров, запланированном на конец июня.
Перед этими вполне естественными выводами кажутся странными недоумения, выраженные в некоторых полумаргинальных изданиях, неуклюже и беспомощно пытающихся встать на защиту Федорова. От кого его защищают? От "великого и ужасного" "Газпрома"? Или от миноритарных акционеров, права которых сам Федоров и ущемляет? Так ведь они будут восстановлены в правах только в том случае, если в ходе судебного разбирательства будет доказана незаконность владения акциями "Газпрома", приобретенными по федоровским "серым схемам"...
Аргументы и факты
А пока "охотой к перемене мест", то есть переименований и перерегистраций, Федоров просто, видимо, пытается запутать суды. Ему нужно выиграть время, чтобы попытаться вывести активы ОФГ через все те же, хотя и переименованные фирмы.
В этом свете аргументы защитников Федорова просто не выдерживают критики. К примеру, бывший председатель ФКЦБ, а ныне руководитель полумифической Ассоциации по защите прав инвесторов (не путать с реально действующей ассоциацией Карпова) Дмитрий Васильев и исполнительный директор этой ассоциации Александр Иконников сразу же заговорили о проблемах, которые неизбежно возникнут из-за отсутствия в будущем Совете директоров "Газпрома" "представителей миноритарных акционеров". В связи с этим позволительно спросить, интересы каких таких меньшинств защищают вышеупомянутые господа, если подлинные миноритарные акционеры "Газпрома" сегодня "в массовом порядке" подают иски к федоровским "серым схемам"?..
Борисом Федоровым на сегодняшний день занимается множество инстанций - судебных, налоговых, следственных и т. д. Поэтому нет сомнений, что он будет предпринимать ответные действия - как в судах, так и в публичном пространстве. Но как бы ни сложились обстоятельства, "Газпром" останется "Газпромом". Становым хребтом Российского государства. А вот останется ли нелишний человек на острове Мэн просто человеком в своем Отечестве? Здесь мы оставляем большой вопросительный знак...
|