Буриданов осел знаменит тем, что умер с голоду, не сумев отдать предпочтение ни одному из двух одинаковых и равноудаленных пучков сена. Российское высшее руководство не замечает, как готовят нашему президенту "буриданову ситуацию". Один "пучок сена" - это рост доходов населения, борьба с нищетой, реанимация социальных программ, а другой - борьба с инфляцией.
Президента дружно пытаются убедить, что здесь нет никакой проблемы выбора: победим инфляцию - и нищих не будет, и пенсионеры вздохнут с облегчением, и инвестиции хлынут рекой. И в качестве доказательства ссылаются на мировой опыт. Смотрите, мол, там, где цены не скачут вверх, там, где стабильный курс национальной валюты, там и экономика процветает, и жизненный уровень высок. Вот оно, откровенное шулерство, передергивание карт! Ведь ясно же, что все наоборот: именно крепкая экономика обеспечивает низкую инфляцию и твердую валюту. Везде и всюду денежные показатели рассматриваются как барометр, показывающий состояние реального сектора экономики. А тут пальчиком стрелку подвинули на "ясно" и утверждают, что грозы не будет. И никто этих экономических "картежников" до сих пор за руку не схватил и канделябром по голове не огрел. Вот они и продолжают гнуть свою линию.
А между тем линия эта уже один раз привела к дефолту. Под этим иностранным словом скрыты резкое падение уровня жизни (до сих пор не можем выйти на показатели не бог весть какого по потреблению 1997 г.), очередное исчезновение сбережений, развал банковской системы и фондового рынка. Единственно, кто не пострадал в результате полного экономического краха - это творцы политики борьбы с инфляцией "с другого конца", то есть стабилизации цен и рубля в экономике, трясущейся в лихорадке экономического кризиса.
По сути дела, те социально-политические и экономические проблемы, перед которыми стоит нынешний президент, закладывались и назревали в ходе реализации методов ликвидации инфляции "с другого конца". Граждане России испытали их на собственной, извините, шкуре. Сжатие денежной массы и бюджетных расходов в девяностые годы обернулось сегодня головной болью Матвиенко и всего социального блока в правительстве. Все, что из года в год секвестировали, теперь надо восстанавливать. Пенсии, зарплату офицерам, врачам, учителям... Становится все более очевидным, что дальнейшее содержание науки на голодном пайке самоубийственно для страны. А как выглядят задержки с выплатой зарплаты на фоне огромных доходов от экспорта нефти, растущего как на дрожжах золотовалютного резерва Центробанка? Сказать аморально - значит, ничего не сказать.
Люди надеются, что попранию прав человека на достойную жизнь под флагом борьбы с инфляцией будет положен конец. Отсюда и зашкаливающий за семьдесят процентов рейтинг Путина. Полагаю, президент понимает это. Но бывшие шокотерапевты нашептывают ему, что любые подвижки в росте доходов бюджетников, любые программы социальной поддержки малоимущих приведут неминуемо к раскрутке инфляции. Никаких прибавок к зарплате и пенсиям - вот единственный, по их мнению, рычаг предотвращения роста цен. Развитие реального сектора экономики, расширение предложения товаров и услуг просто не предусмотрено в этой схеме экономического мышления. Хотя, казалось бы, чем больше товаров, тем ниже цены. Это знает каждый ребенок. Но у наших "детей", консультирующих российских президентов, иная ориентация: товаров может быть очень мало, важно, чтобы денег было еще меньше. Поэтому и лежат мертвым грузом более 32 миллиардов долларов золотовалютных резервов; потому и зависли на корсчетах коммерческих банков 82 миллиарда рублей, якобы невостребованных реальным сектором экономики. Подумать только, на страну свалилась манна небесная в виде баснословно высоких цен на нефть, и при этом народу не отщипнуть малой толики после почти десяти лет экономических издевательств! Более того, постоянно прокручивать старую пластинку о необходимости новых непопулярных мер (жилищно-коммунальная реформа, рост тарифов на электроэнергию, транспорт, связь и т.д.). Если кто-то после этого скажет мне, что Путина сознательно не подставляют, отвечу, как Станиславский, - не верю.
Есть все признаки того, что в стране сформировалась очень сплоченная "демократическая номенклатура". В полном соответствии с большевистскими традициями. Ничего не надо было придумывать; попал в номенклатурную обойму - будешь всегда на руководящих постах. Причем профиль не важен: от директора бани до директора Большого театра. Возьмите непотопляемого Чубайса! И Госкомимущество, и администрация президента, и вице-премьерство, и главный электрик-олигарх. И на каждом посту допущены ошибки, каждая из которых тянет как минимум на запрещение заниматься управленческой деятельностью. Ну а загадочный Борис Федоров? Какие силы посадили его в Советы директоров сразу трех крупнейших государственных корпораций? И это после того, как он в ранге вице-премьера и министра финансов допустил очевидную служебную халатность в "алмазном деле". Нет, что ни говорите, а корпоративный дух среди вошедших во власть необычайно силен. Тасуется одна и та же колода карт, и, похоже, номенклатура превращается в самодавлеющую силу, играющую на себя и по своим правилам. Этот коррумпированный чиновничий клан способен поставить в "буриданову позу" любого руководителя любого ранга. Хотелось бы верить, что со вторым президентом России этот номер не пройдет.
|