В последнее время фигура бывшего министра финансов РФ Бориса Федорова вызывает в средствах массовой информации повышенный интерес - в связи с набирающим силу скандалом вокруг небесспорной с точки зрения закона скупки акций "Газпрома" группой мелких фирм. И хотя наша газета уже обращалась к этой теме, мы решили вернуться к ней вновь - с учетом новых обстоятельств и огромного общественного интереса к этой проблеме.
Известный политик и госчиновник, бывший министр и вице-премьер, депутат Государственной Думы Борис Федоров в последнее время проявил себя еще и талантливым бизнесменом.
Сосредоточив в своих руках часть пакетов так называемых "миноритарных акционеров" естественных монополий, он буквально взял за горло менеджеров крупнейших корпораций, даже не предполагавших возможности подобного обращения с собой (об этом "РГ" уже писала в статье "А замах у Федорова не слабый" в N 32-33 от 15 февраля с.г.). Победа или поражение этого Давида фондового рынка в битве с голиафами российской промышленности зависит в первую очередь от ответа на вопрос: кто и что стоит за Борисом Федоровым?
Оффшорный Райан
Документы, которые удалось собрать, далеко не полностью отражают глубину финансово-политической системы, сформированной бывшим вице-премьером. Однако даже известная ее часть поражает своей разветвленностью. А методы, которыми она была создана, - рискованной эквилибристикой на грани закона. Причем эквилибристикой не всегда удачной, потому что признаки разнообразных нарушений, в том числе и с элементами откровенного криминала, в этой истории, безусловно, присутствуют.
Свою коммерческо-политическую систему Борис Федоров начал создавать с того времени, как был избран депутатом Государственной Думы и занял пост председателя подкомитета по кредитно-денежной политике. До этого он успел поработать министром финансов и вице-премьером, а также сумел обрасти неплохими международными связями, выполняя обязанности российского представителя в ЕБРР и МБРР. Выбирая сферу легальной коммерческой деятельности, Федоров остановился на фондовом рынке. В 1994 году он совместно с бывшим коллегой по отделению российских инвестиций ЕБРР Чарльзом Райаном учредил в Москве ЗАО "Объединенная финансовая группа" (ОФГ), в котором сегодня владеет 60,1 процента уставного капитала. ОФГ стала управляющей компанией для целого ряда оффшоров, среди которых активностью в работе с Россией выделяются United Financial Group, Ltd. (UFG) (о. Мэн, Великобритания); Parbury Trading Ltd., Arroll Investments Ltd., Berlington Investments Ltd., Lirma Holding Ltd., Sion Holding Ltd. (о. Кипр); Jam Holding Asset Management Ltd. (Виргинские о-ва, Великобритания) и ряд других. В целом все они действительно составили объединенную финансовую группу взаимно аффилированных предприятий, управление которыми осуществляет ЗАО "ОФГ". Впрочем, особого управления эти оффшоры не требуют, потому как не содержат в себе ничего, кроме юридического лица и счета в банке. В настоящий момент, согласно официальным данным ОФГ, Борис Федоров - почетный председатель этой компании. Фактически же он совместно с Чарльзом Райаном осуществляет стратегическое руководство всей группой.
Официальные проспекты ОФГ подчеркивают, что основным видом деятельности являются операции с ценными бумагами. Однако факты свидетельствуют о том, что и до августовского кризиса 1998 года этот вид деятельности был отнюдь не самым доходным в практике ОФГ. В 1997-1998 годах ОФГ, став управляющей компанией инвестиционного банка "Восток - Запад", успешно перекачала из него в вышеназванные оффшоры несколько миллионов долларов, доведя банк до банкротства. Скандал удалось сначала замять, несмотря на то, что сопровождался он чистой уголовщиной, включая избиение конкурсного управляющего, возмущенного откровенным мошенничеством со стороны ОФГ. Борис Федоров же в указанное время возглавлял Совет директоров банка, а в самый разгар событий стал руководителем Госналогслужбы в Правительстве Кириенко. Сейчас правоохранительные органы Москвы расследуют данные события в рамках уголовного дела N 87022. Кроме того, под микроскоп следствия попала и операция Федорова по искусственному выращиванию "миноритарных акционеров" естественных монополий.
Резидент из пробирки
После того как Президент Ельцин в мае 1997 года подписал Указ N 529, ограничивающий право нерезидентов оперировать акциями "Газпрома", Федоров начал создавать систему, призванную президентское решение нейтрализовать. Естественно, не без выгоды для ОФГ. Операция эта и привела через несколько лет Федорова в советы директоров естественных монополий со всеми вытекающими скандалами. Осенью 1997 года ОФГ создала в России более 60 подставных фирм, основной целью которых была скупка акций естественных монополий. С их помощью, по официальным сообщениям ОФГ за границей, она "предоставляет зарубежным клиентам возможность производить инвестиции в российские ценные бумаги, которые, согласно российскому законодательству, не могут находиться в собственности лиц-нерезидентов". Далее прямо называются Сбербанк и "Газпром".
Что касается "Газпрома", то Указ запрещает владеть его акциями не только нерезидентам, но также любому юридическому лицу, в уставном капитале которого доля нерезидентов составляет 50 и более процентов. Федоров поставил перед собой сложнейшую задачу найти ту форму, которая позволила бы тем не менее акции нерезидентам продавать, и решил эту задачу блестяще. Нерезидентам продавали не сами акции, а подставные фирмы, ими владеющие.
Сначала оффшоры ОФГ регистрировали в России два стопроцентно своих юридических лица. Затем эти лица совместно учреждали еще три фирмы - в основном в оффшорном же Агинском районе Читинской области. Фирмы эти без какого-либо вливания резидентов в уставный капитал покупать акции монополий не могли, потому что были дочерними компаниями лиц, чей учредительный капитал на 100 процентов принадлежал нерезидентам. Однако дальше происходило чудо: все пять зарегистрированных в России юридических лиц совершали такой обмен долями своего уставного капитала, что в результате каждая из трех конечных в схеме фирм оказывалась принадлежащей двум таким же примерно на 55 процентов и только на 45 процентов - "дочкам" оффшора. Конечные фирмы после обмена уже соответствовали требованиям, предъявляемым к операторам, работающим с акциями естественных монополий. Далее "дочки" передавали свои 45-процентные доли в собственность оффшора, который в обмен перечислял в конечные фирмы средства для операций на фондовом рынке. Таким образом 100-процентным хозяином каждой из трех конечных фирм оказывался тот, кто владел 45 процентами, ушедшими в оффшор. Эта доля и становилась товаром, который ОФГ рекламировала за рубежом, привлекая игроков на сегмент фондового рынка, закрытый для них в связи с соображениями национальной безопасности России. Схема такая была использована около пятнадцати раз.
Ее можно назвать идеальной, если верить в чудеса. Законным путем совершить вышеописанный круговой "обмен учредительством" так же невозможно, как человеку родить самого себя. Мало того, что учредитель в этих схемах сплошь и рядом зарегистрирован после учреждаемого лица, так еще и антимонопольное законодательство нарушали, и налоговое, и валютное. Тем не менее в одном только "Газпроме" эти липовые "миноритарные акционеры" смогли скупить около 7 процентов акций и ввести в Совет директоров своего представителя, которым, естественно, оказался Борис Федоров.
Тырышкин труд
После расставания Федорова с постом руководителя Госналогслужба осенью 1998 года столь масштабная полулегальная операция, разумеется, потребовала не только значительных средств, но и серьезной поддержки в самых разных сферах - от узковедомственных, регулирующих фондовый рынок, до политических. Сегодня некоторые персоналии уже известны, имена их можно называть.
Самое громкое имя из них - Кеннет Дарт. По мнению менеджеров "Газпрома", именно он дал ОФГ доступ к необходимым средствам. Отчасти это подтверждает тот факт, что компания Salomon Ink., представленная на последнем собрании акционеров "Газпрома" небольшим пакетом акций, своей поддержкой обеспечила избрание Федорова в Совет директоров. Известно также, что именно эта компания, совладельцем которой является Дарт, скупала по его поручению в 1992 году внешние долги Бразилии. После чего Дарт стал самым крупным частным кредитором и шантажировал Бразилию, грубо препятствуя реструктуризации ее внешних долгов. Ущерб страны от дартовской операции составил десятки миллиардов долларов.
Теперь о поддержке в "сферах влияния". Одной из самых влиятельных организаций на отечественном рынке акций является сегодня Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), которая с подачи ФКЦБ потихоньку превращается в монополиста на этой площадке. По поручению ФКЦБ руководство ассоциации проверяет операторов, обладая правом запрета на допуск их к торгам. Подобное положение уже послужило поводом для нескольких громких скандалов, один из которых, в частности, был связан с тем же Кеннетом Дартом. Последний пытался шантажировать НК "ЮКОС", втянув ее в затяжную акционерную войну. И в этой войне руководство НАУФОР во главе с председателем правления г-ном Тырышкиным Иваном Александровичем, по аргументированному мнению руководства "ЮКОСа", целенаправленно отстаивало интересы международного фондового "стервятника".
Среди же имен руководителей и учредителей аффилированных структур уже упоминавшейся ОФГ мелькает имя человека, которого зовут Тырышкин Вадим Александрович. Этот человек по доверенности от ОФГ представляет ее в различных организациях. И вообще он человек странный - вместо паспорта пользуется удостоверением личности военнослужащего серии МА N 012715, но профессионально занят проблемами фондового рынка. Ответ на вопрос, почему мы узнаем о подлинном лице федоровских "миноритарных акционеров" не от НАУФОР, а от следствия по делу о преднамеренном банкротстве банка "Восток-Запад", приобретает в связи с этим определенную прозрачность.
Что же касается политической поддержки, то один из персонажей "дела Федорова" - депутат Госдумы, председатель подкомитета по иностранным инвестициям и по совместительству секретарь политсовета движения "Отечество" Александр Владиславлев. В минувшем январе ему даже доверили огласить список "теневого кабинета", сформированного "Отечеством". Владиславлев является старинным приятелем Бориса Федорова. В 1995 году он баллотировался по спискам федоровской партии "Вперед, Россия!" в парламент, хотя политическая платформа этой организации от целей РСПП, в руководстве которого тогда активно участвовал Владиславлев, была весьма далека. Теперь Владиславлев в своих публичных выступлениях активно порицает руководство РАО "ЕЭС России", предъявляя ему обвинения, словно скопированные с речей Федорова. Возможно, причина этой политической поддержки кроется не в сходстве взглядов на державные экономические интересы, а на интересы более узкие. Хотя тоже экономические. Дело в том, что с 1996 года Владиславлев возглавляет совет директоров компании "Альфа-цемент", которая глубоко аффилирована все с той же ОФГ и которая в своей финансово-учредительской деятельности активно использует вышеназванную сеть зарубежных федоровских оффшоров.
Вместо послесловия
Борис Федоров гордится тем, что выпустил первый в демократической России "Экономический словарь". Парадокс творчества этого политика, бизнесмена и ученого заключается в том, что теперь ему, скорее всего, придется переписывать статью, посвященную понятию "аффилированный". Даже по той информации, которая сегодня доступна для анализа, можно сделать вывод: Федоров доказал возможность аффилирования не только предприятий друг с другом, но также с политическими движениями, профессиональными сообществами и даже отдельными государственными институтами. Но у этого бесспорного научного достижения есть и большие практические недостатки.
Во-первых, постоянные ссылки Федорова на заинтересованность "цивилизованного Запада" в достижении "великим аффилятором" своих целей теперь никого уже не могут ввести в заблуждение. Выясняется, что на самом деле афера с акциями "Газпрома", напротив, вызвала мощную волну недовольства среди западных инвесторов, вкладывавших деньги в российские естественные монополии на легальных основаниях. В том числе через так называемые АДР - своеобразные суррогаты акций "Газпрома", дающие право на получение прибыли, но не на участие в управлении корпорацией. Недавно британская газета Daily Telegraph сообщила, что известный западный трейдер-"медведь" Саймон Коквелл, к которому в деловых кругах прилипла кличка Сорвиголова, привлек уже 1 млн. долларов для финансирования борьбы против планов Федорова по установлению контроля над "Газпромом". "Сотни миллионов долларов стоимости АДР были потеряны. Я получил серьезную поддержку от крупного акционера, и мы подадим иск в Верховный суд. Я предлагаю взяться за дело от имени инвесторов на индивидуальной основе. Выручка будет поделена конфиденциально", - заявил этот сугубо рациональный Сорвиголова. Он также добавил, что может попытаться наложить арест на акции "Газпрома", вывезенные за пределы России.
Во-вторых, что значительно серьезнее, структуры Федорова определенно действуют в ущерб стране, в том числе и снижая доходность АДР. Про возможные же последствия потери эффективного национального контроля над таким монстром, как "Газпром", даже и думать не хочется. Кроме того, деятельность структур Федорова сопровождается умышленным и целенаправленным нарушением законов. В целом же все это напоминает разрастание какого-то подозрительного международного клана. К сожалению, этап его зарождения был скрыт от широкой общественности. Впору давать совет менеджерам и ответственным акционерам крупных компаний, не испытавших еще на себе тяготы корпоративного шантажа: проверьте внимательно свои реестры (см. список). Возможно, там уже тикает оффшорная бомба ОФГ.
|