Публикуемый ниже материал составлен на основе сведений, переданных Газете.Ру информированными и заслуживающими доверия источниками в правительстве, администрации президента, Государственном таможенном комитете (ГТК) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) на условиях анонимности.
Вот что они рассказали. Ключевую роль в контроле за вывозом капитала из России играет предприниматель-политик Александр Леонидович Мамут, председатель наблюдательного совета МДМ-банка, действительный член не то что пресловутой Семьи, а еще более узкой группы самых влиятельных в российской власти лиц -- первого круга. Эта группа заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.
Татьяна Дьяченко, Валентин Юмашев, Роман Абрамович, Александр Мамут -- вот полный список так называемого первого круга Кремля. Все. Это может показаться странным, но туда правда не входят ни Борис Березовский, ни Анатолий Чубайс. Не говоря уже об остальных олигархах или столь часто упоминаемой ныне бывшей сотруднице Bank of New York Наташе Гурфинкель-Кагаловской (супруге Константина Кагаловского, одного из создателей теперь уже бывшего банка МЕНАТЕП), из-за которой и разгорелся весь сыр-бор вокруг подозрительных русских денег в BONY.
Незакомплексованных, пробивных и привыкших к разговорам на повышенных тонах (то есть таких, как Олег Дерипаска) в первый круг не берут. Вся четверка главных кремлевских инсайдеров, то есть людей, обладающих всей полнотой служебной информации и способных влиять на принятие важнейших решений, по отзывам знающих их чиновников -- интроверты. Они замкнуты и потому терпеть не могут высовываться, как, впрочем, не выносят и какого-либо влияния извне. Если они что-то между собой решили, их уже не переубедишь. Общаются они при этом друг с другом не словами, а, как выразился один из собеседников Газеты.Ру, пасами и полутонами. И это, в общем-то, можно понять. Людям, которые доверяют друг другу настолько, что держат общую кассу, для взаимопонимания хватает и кивка головы.
Понятие круга тесно связано с еще одним ключевым термином - поручительством. Дело в том, что члены круга очень любят хорошую жизнь -- с океанскими яхтами, курортами во Франции, поместьями в Германии и все такое. До 1996 года, говорят, круг жил попроще, но тут в команду пришел знаток хорошей жизни Абрамович и раскрыл остальным глаза. Понадобились нормальные деньги. Конечно, никто из круга не занимается добыванием денег сам. Например, Юмашев решает проблемы при помощи Владимира Дубовицкого, бывшего директора казино Метрополь. А соответствующую кадровую работу для Мамута выполняет адмирал-особист Владимир Макаров, руководитель кадрового департамента администрации президента. Говорят, именно он добился замены Бооса на Починка на посту налогового министра. Но это же не администрация, а правительство! -- возможно, удивитесь вы. Ну так и что с того? Ведь перед этим был звонок-поручительство Мамута.
Только член круга может дать финансовую гарантию общей кассе за кандидата на высокорентабельный пост в Белом доме или Кремле. Только ему остальные члены круга поверят на слово, что его кандидат честно отработает оказанное ему высокое доверие. Поэтому, кстати, для круга практически безразлично, кто формально является премьером. Лишь бы он не противился кадровой политике первого круга.
К вывозу капитала все сказанное имеет самое непосредственное отношение. Дело в том, что Мамут в круге исполняет обязанности, так сказать, начальника отдела кадров, а, кроме того, отвечает за общую кассу и связь круга со спецслужбами. Соответственно, назначение на должность, скажем, председателя ГТК человека, который понимает, что и как нужно делать с экспортом-импортом -- прямой профессиональный долг Александра Леонидовича... Но об этом чуть позже.
Тот факт, что Мамут -- весьма влиятельная фигура в российской власти, уже упоминался в СМИ. В частности, Евгений Киселев в прошлых Итогах сообщил, что именно Мамут инициировал увольнение главы Транснефти Дмитрия Савельева, а не Абрамович, в чем был уверен даже сам Савельев. Однако Александр Мамут настолько закрыт для прессы, что никому из журналистов до сих пор не удалось обнародовать его фото. Не удалось это пока, к сожалению, и Газете.Ру. Пока мы вынуждены ограничиться лишь словесным портретом Мамута.
По словам чиновников, Мамут -- мужчина лет тридцати семи, выше среднего роста, крупного телосложения. По всем приметам идеально подходит для первого круга . Говорит тихо, слегка заикаясь. Курит исключительно дорогие сигары. Интеллектуал (сын известного профессора-юриста, сам также закончил юрфак МГУ) с хорошей памятью. В школе влюбился в одноклассницу Надю Лямину, однако та вышла замуж за Андрея Брежнева, внука генсека. Но Мамут потом все равно женился на ней.
Другой пример. Когда Борис Немцов работал нижегородским губернатором, а Сергей Кириенко и Дмитрий Савельев вместе руководили нижегородской нефтяной компанией НОРСИ-Ойл, они обидели Мамута, руководителя Компании проектного финансирования (КОПФ), задолжав ему, по слухам, крупную сумму денег и не отдав. В итоге КОПФ обанкротился еще за полгода до кризиса. Не имевший еще влияния Мамут тогда стерпел, но не забыл и не простил. Вот он, как только вошел в настоящую силу, и уволил Савельева, несмотря на то, что тот, по неофициальной информации, готов был обо всем договориться. Однако память не обманешь. И сегодня уже, говорят, другой бывший одноклассник Мамута -- нынешний президент Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев -- все чаще напоминает Мамуту о его долге перед ним (суммарные долги Мамута, кстати, оцениваются в $200 млн), намекая при этом на свое желание поскорее стать председателем ЦБ.
В сферу непосредственного влияния Мамута, помимо КОПФ и МДМ-банка (кстати, Мамут, по имеющимся данным, не владеет МДМ-банком, а лишь контролирует его через своих людей), входят малоизвестная фирма Фламинго и весьма известный банк Собинбанк. Многие уверены, что Мамуту принадлежит контрольный пакет Собинбанка, но документально подтвердить эти предположения никто не может, утверждая, что для этого нужно проверить три-четыре уровня учредителей разных фирм.
Разумеется, МДМ-банк и Собинбанк -- уполномоченные банки ГТК. Если добавить к ним еще дружественный Альфа-банк, получится, что под прямым или косвенным контролем Мамута находится чуть ли не половина всех таможенных денег. Половина экспорта-импорта. Соответственно, половина ввоза-вывоза капитала.
Схемы известны и не так уж сложны. Главное, если не брать в расчет частности, это снижать цены. Договорившись по-свойски с иностранным производителем и искусственно занизив цену товара при импорте, например, вы можете сильно сэкономить на налогах. Не забудьте только вернуть иностранцу разницу, воспользовавшись услугами специализированных фирм типа получившей в эти дни такую известность фирмы Benex. Занижая же цену при экспорте вы можете легко реализовать товар по большей цене за границей, получить прибыль и там же ее и сохранить. В общем, вам нужен только банк, который бы вас не обманул. Ну так он у вас есть, и не один. Правда, все это хорошо известно и ГТК, и налоговым органам.
Так ведь для того и проводится продуманная кадровая политика первого круга, чтобы не было никаких неожиданностей! Со средним и даже верхним звеном в правоохранительных органах общаются уже, говорят, не Мамут или Юмашев, а всего лишь Дубовицкий и Макаров. Главный таможенник Ванин против Мамута тоже ничего не имеет. Что же касается заместителя директора ФСНП Агеенкова, то его Мамут и Абрамович, по неофициальной информации, ведут еще со времен работы того в ГУ ЦБ по Москве.
В спокойной обстановке Александр Леонидович сейчас занялся, говорят, совершенно новым делом. Совместно с министром финансов Касьяновым и близким ему Альфа-банком Мамут, как утверждают, стремится сейчас развалить переговоры России с Лондонским клубом -- чтобы рыночные цены на советские облигации упали почти до нуля (сейчас они идут по 10% от номинала), после чего скупить их в как можно больших масштабах. И занять на переговорах, напротив, конструктивную позицию, пообещав кредиторам (то есть, в частности, самим себе) вернуть, к примеру, половину советских долгов. Классная схема. И государству хорошо -- оно само вывезет за рубеж свой капитал на сумму не всего чужого долга, а только его половины, и вам неплохо -- как минимум 400% прибыли. Причем без всяких там ГТК и ФСНП.
Газета.Ру продолжит работу над темой.
|