В среду стали известны подробности судьбы граждан России, допрошенных на американской военной базе Гуантанамо на Кубе следственной бригадой Генпрокуратуры, Минобороны и ФСБ. "Известиям" удалось выяснить, что, возможно, еще полтора десятка россиян находятся в американском плену, а также выяснить подробности биографии еще одного российского ваххабита, находящегося сейчас в Кандагаре.
Во вторник были обнародованы имена российских сторонников бен Ладена, пребывающих в Гуантанамо - Алмаз Шарипов, Равиль Гумаров и Расул Кудиев. При этом не подтвердились сведения, что Генпрокуратура будет требовать их выдачи у США.
- Если следствие будет иметь доказательства участия россиян в военных действиях на стороне талибов, то запрос об их выдаче будет направлен в страну, на территории которой они были задержаны, то есть в Афганистан, - заявил корреспонденту "Известий" Елене Строителевой помощник заместителя генпрокурора по Южному федеральному округу Владимир Рудяк. - Также важно выяснить, действительно ли эти люди те, за кого они себя выдают.
Самой загадочной оказалась судьба Алмаза Шарипова, который, по данным "Известий", на допросе назвался жителем Уфы, уроженцем деревни Авзян Белорецкого района Башкирии. Более того, Шарипов назвал конкретный адрес, где, по его словам, он жил. Однако, как выяснила корреспондент "Известий" Татьяна Майорова, по данному адресу нет указанной квартиры. Сообщение "Известий" стало сюрпризом для башкирской прокуратуры, собиравшейся разыскивать Шарипова именно в Уфе.
"С Шариповым я пересекался несколько раз на конкурсах по чтению Корана", - рассказал "Известиям" руководитель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра (ТОЦ) Рафис Кашапов. Кашапов считается весьма радикальной фигурой в мусульманских кругах Татарстана. Правоохранительные органы несколько раз в течение последнего года выносили ему предупреждения по подозрению в том, что Кашапов занимался наемничеством. "Шарипов закончил медресе "Йолдыз", спокойный, не пьет, анашу не курит, совершает намаз, - продолжил Кашапов. - То, что пошел воевать, так это джихад - война против неверных.
Второй российский талиб, Равиль Гумаров, действительно является жителем Набережных Челнов. По данным "Известий", следствием установлено, что он родился в 1962 году в Свердловской области. Переехав в Набережные Челны, Гумаров, по словам заместителя руководителя татарстанского управления ФСБ Ильгиза Минуллина, женился на уроженке этого города Лилии. У них трое детей. Гумаров занимался небольшим бизнесом. По словам жены, в конце 90-х годов Гумаров яро увлекся исламом и активно посещал местную мечеть.
- При задержании Гумаров пояснил, что в 2000 году выехал в Таджикистан - в ту республику, где живут по шариату, - рассказал корреспонденту "Известий" Юрию Николаеву прокурор Татарстана Кафиль Амиров. - Там он находился до февраля 2000 года, когда, будучи в Душанбе, вступил в вооруженный отряд оппозиции. В августе 2000 года Гумаров вместе с другими лицами был переброшен в город Кундуш, а затем и Кабул, где вступил в "Талибан".
Третий российский талиб - 20-летний Расул Кудаев родился в столице Кабардино-Балкарии - Нальчике, точнее в пригороде Хасанья. Его отец умер, когда Расул был еще ребенком. Двоих сыновей Расула и Арсена воспитала одна мама Фатимат Кудаева. Несмотря на то что дом Кудаевых находится рядом с мечетью, семья эта не отличалась приверженностью к радикальному исламу.
- Религией он особенно не увлекался. Мы, конечно, мусульмане, но не ваххабиты, - рассказала Фатимат корреспонденту "Известий" Николаю Гритчину.
Расул занимался вольной борьбой, стал мастером спорта. Наставник Расула - тренер по вольной борьбе из Узбекистана, уговорил молодого спортсмена уехать в Бухару по окончании средней школы. В Узбекистане, говорил тренер, борьбой можно заниматься и в институт поступить. Два года назад Расул уехал в Бухару и за это время позвонил родным лишь раз. А неделю назад следователи местной прокуратуры сообщили родным, что Расул находится в Гуантанамо.
Рафис Кашапов утверждает, что из 100 татар-мусульман, которые после 11 сентября хотели участвовать в войне в Афганистане на стороне талибов, около 40 человек действительно попали на фронт. Сейчас, по его словам, в плену находится около 15-20 татар-мусульман, в том числе в Кандагаре. В данный момент достоверно известно по крайней мере об одном исламском радикале, имеющем российское гражданство и находящемся сейчас в Афганистане, - Айрате Вахитове.
Сын мусульманского священника-имама, Айрат учился в медресе "Йолдыз" и в 1997 году, когда ему было всего 22 года, стал имамом мечети Тауба. В 1999-м Айрат попал в плен к одному из чеченских полевых командиров (в Чечню, по его словам, он поехал учиться, а не воевать, но боевики приняли его за агента ФСБ). Чудом освободившись и вернувшись домой, он три месяца провел в СИЗО Набережных Челнов, пока городская прокуратура расследовала возбужденное против него дело по статье "участие в незаконных вооруженных формированиях". Затем обвинения были сняты. Летом 2001-го он уехал в Афганистан "бороться с неверными", но после перехода границы был схвачен талибами и обвинен в "сотрудничестве с КГБ". После этого сведения о его судьбе разнятся. По одним данным, американцы освободили его из тюрьмы сразу после своего прихода в Кандагар, по другим - он находится в Кандагарской тюрьме до сих пор, уже в качестве пленного талиба.
- В конце декабря он звонил маме, Амине Вахитовой, мы с ней соседи, - рассказал "Известиям" корреспондент набережночелнинской телекомпании "Эфир" Евгений Пак. - Разговор был короткий, не более 5 минут. Он сказал, что был в плену, но теперь его освободили.
Больше мать о единственном сыне ничего не слышала. Возвращаться в Россию, по сведениям "Известий", Вахит не хочет, опасаясь обвинений в терроризме, и собирается просить политического убежища в одной из стран Европы. Руководитель УФСБ по Татарстану генерал-майор Александр Гусев заявил "Известиям": о Вахитове известно, что он был один из идейных вдохновителей ваххабитского медресе "Йолдыз". Всего же, по его словам, около десяти жителей республики могут находиться на территории Пакистана и Афганистана в качестве наемников.
|