3 мая 1995 года Утнасунова стала председателем Калмыцкого отделения Сбербанка России, видимо, не без участия своего деверя -- президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. Нельзя сказать, что появление нового высокого начальства стало благом для банка. До прихода Утнасуновой Калмыцкий Сбербанк работал с небольшой прибылью. На 1 марта 1995 года она составляла 52 млн. "старых" рублей (по курсу на тот момент $17,3 тысячи). А несколько месяцев спустя банк стал убыточным. Его официальные потери на 1 сентября того же года составили 8,5 млрд. "старых" рублей, или $2,5 млн.
Как рассказал на допросе один их сотрудников Сбербанка Калмыкии, "все решения Утнасунова принимала самостоятельно. Занимаясь кадровыми перестановками, она оставляла только тех сотрудников, которые обещали беспрекословно исполнять ее решения. У калмыков всегда было развито чувство подчиненности вышестоящему начальнику... Тем более все знали, что Утнасунова является родственницей президента".
Решение выдать фирме "Санрайз" пять векселей Сбербанка России на сумму $10 млн. без всякого обеспечения она приняла, как всегда, единолично.
Намджен Утнасунова, 42 года, родилась в Элисте. Ее муж Дардже Утнасунов -- брат Кирсана Илюмжинова.
Владимир Мартынов, начальник пресс-центра Следственного комитета при МВД России:
"Векселя, по которым из Сбербанка при участии Утнасуновой были похищены $10 млн., подлинные. Это ценные бумаги, которые котируются на всех международных валютных биржах.
В апреле 1995 года гендиректор АОЗТ "Санрайз" Сергей Бобылев заключил с председателем Калмыцкого Сбербанка Утнасуновой кредитный договор. Согласно которому Сбербанк якобы выдал АОЗТ "Санрайз" кредит в размере 45 млрд. рублей ($10 млн.). В качестве обеспечения компания предложила банку "недострой" -- 16-этажное здание в Москве на улице Кольской.
Проблема первая. Калмыцкий Сбербанк не мог выдать кредит: у него не было таких денег, все активы банка на тот момент составляли 83,9 млрд. руб. (около $19,4 млн.). Проблема вторая. "Санрайз" не имел никаких прав на недостроенное здание.
Ольга Казанская: Какова судьба векселей?
В.М.: Это ликвидные бумаги, которые могли быть размещены в любом российском или западном банке. "Санрайз" передал их одному из своих кредиторов -- Флайт-банку в погашение ссудной задолженности. Когда Флайт-банк предъявил первый вексель к оплате, Сбербанк РФ проверил его подлинность. Вексель оказался подлинным, но не обеспеченным. Сотрудники Сбербанка отказались их обналичивать и обратились в следственные органы.
Уголовное дело в отношении Утнасуновой и Бобылева возбудили в апреле 1996 года. 27 августа 1998 года Утнасунову задержали. Им предъявлены официальные обвинения в преступном сговоре и мошенничестве по статье 147 (часть 3) УК РСФСР. Наказание -- до 10 лет лишения свободы. Интерпол разыскивает еще одного соучастника аферы -- финансового директора фирмы "Санрайз" Сергея Опенько. По нашим сведениям, в настоящий момент он находится в Англии.
Самое интересное: Флайт-банк подал иск в Московский арбитражный суд на Сбербанк. И 1 апреля 1997 года суд вынес решение в пользу Флайт-банка. Сбербанк был вынужден оплатить вексель. А ведь по закону арбитражный суд должен был приостановить гражданское дело -- до тех пор пока не завершится следствие по уголовному делу в отношении Утнасуновой.
Как рассказали "Профилю" сотрудники Следственного комитета при МВД РФ, один из заместителей прокурора Калмыкии направил в арбитражный суд письмо, в котором сообщил: "Возбужденное уголовное дело не влияет на обращаемость векселей на вторичном рынке ценных бумаг. А потому по арбитражному делу между Флайт-банком и Сбербанком вмешательство прокуратуры не требуется, его можно разрешить в гражданском порядке".
О.К.: Признала ли Утнасунова свою вину?
В.М.: В первые два дня после ареста она говорила, что стала жертвой обмана. А потом замолчала и отказалась давать показания. Бобылев также не отвечает на вопросы следователей. Какую цель преследовала Утнасунова? Что это -- ее непрофессионализм или корысть? Векселя были переданы "Санрайзу" без каких-либо банковских проводок. Что за подарки? Только месяц спустя Утнасунова оформила сделку в бухгалтерии. Следственный комитет рассматривал и возможность соучастия в преступном сговоре сотрудников Флайт-банка. Но это предположение не подтвердилось, и руководителей допрашивали в качестве свидетелей.
О.К.: Руководитель следственной группы по делу Утнасуновой Александр Бысов рассказывал, что некоторые депутаты Госдумы РФ противодействовали следствию. В чем это выражалось?
В.М.: В Следственный комитет и Генеральную прокуратуру из Госдумы поступило около 30 писем с просьбой изменить Утнасуновой меру пресечения. Среди авторов посланий большой друг Илюмжинова, теперь уже бывший депутат и вице-премьер правительства Кулик, зампредседателя комитета по делам СНГ Игрунов, председатель комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы Апарина, председатель комитета по правам человека Борщев, а также Лахова, Кошева и другие депутаты. Примечательно, что ни один депутат не был озабочен проблемой возмещения ущерба. $10 млн., которые Утнасунова так легко подарила Бобылеву, составляют три (!) бюджета всей Калмыкии.
|