Министр обороны Сергей Иванов доложил президенту Путину, что российские следователи нашли в американском плену на базе Гуантанамо трех соотечественников (всего на базе около 300 талибов). Как и предполагала «Газета.Ru», это татарин, башкир и балкарец. Следователи ФСБ предложили им судебную сделку.
Генпрокуратура возбудила уголовные дела в отношении трех граждан России, захваченных в плен во время боевых действий в Афганистане и доставленных на американскую военную базу Гуантанамо на Кубе. Об этом стало известно вчера поздно вечером. Прокурорские работники выдержали паузу и дали возможность первым сообщить об этом министру обороны Сергею Иванову, который вчера летал в Сочи на встречу с Владимиром Путиным.
Министр обороны сделал это не без удовольствия. «Мы знаем, как эти люди оказались в Афганистане, как они туда прошли, и нам доподлинно известно, что эти люди были пленены с оружием в руках, – сказал Иванов, выйдя от президента к журналистам. – Их дальнейшая судьба будет решаться Генеральной прокуратурой вплоть до юридического преследования».
Нетрудно понять, почему Сергею Иванову было приятно докладывать о том, что среди пленников Гуантанамо есть россияне. Ведь это еще одно напоминание о том, что у России и США общие враги и что между чеченскими партизанами и талибскими боевиками нет ровным счетом никакой разницы. Правда, при этом глава Минобороны отказал себя в удовольствии провести параллели с войной в Чечне и просто поблагодарил американцев за высокую организацию поездки сотрудников ФСБ на американскую базу. К тому же Иванов не стал торопиться с выводами о том, какая участь ожидает российских талибов.
Пока вопрос о выдаче российских талибов Москве не рассматривается, подчеркнул глава Минобороны.
Но уже спустя пару часов стало известно, что Генпрокуратура готова принять талибов и завела на всех троих пленников уголовные дела по двум статьям УК РФ – «Незаконный переход границы» и «Наемничество». Обращает на себя внимание то, что журналистам об этом заявил замгенпрокурора по Северному Кавказу Сергей Фридинский, в чьем ведении находится чеченская проблематика. Хотя он сам признал, что среди трех талибов – лишь один выходец с Кавказа (он не уточнил, чеченец ли), а двое остальных – «жители центральных регионов России».
Таким образом, прав оказался пресс-секретарь Аслана Масхадова Майрбек Вачагаев, который еще в середине февраля связался с «Газетой.Ru» и сообщил сенсационную новость – среди российских пленных нет чеченцев, а есть татарин, башкир, балкарец и два черкеса.
Этот список, хвастался Вачагаев, американцы предоставили лидеру чеченских сепаратистов Масхадову даже раньше, чем российским властям – сразу после первых сообщений на телеканале NBS о наличии россиян на Гуантанамо. Ни в Москве, ни в Вашингтоне это скандальное обстоятельство комментировать не стали. Теперь подозрительная осведомленность пресс-секретаря Масхадова уже вряд ли привлечет чье-либо внимание. Ведь он насчитал двух лишних пленников. Хотя американская пресса еще в феврале предупреждала, что многие узники Гуантанамо имеют не одно, а несколько гражданств, да и просто лгут, поэтому их истинную принадлежность определить непросто. К тому же, согласно правилам, установленным США в полевой тюрьме, заключенные могут отказаться от встречи с представителями свой родины.
Следователи ФСБ и прокуратуры вылетели на Кубу в середине марта и вернулись на днях. Подробности их встреч с талибами пока неизвестны. Возможно, двое из россиян, допустим, два черкеса, решили отказаться от общения с соотечественниками.
Имена остальных трех известны, но Фридинский называть их не стал. В отличие от министра обороны, прокурор уже сейчас может сказать, что российская сторона будет настаивать на экстрадиции пленных для привлечения их к ответственности.
Из недавнего доклада главы Пентагона Дональда Рамсфелда следовало, что наемники, которые не имеют прямого отношения к террористическим атакам на США, будут выданы для суда на родине. Остальные предстанут перед военным трибуналом, созданным по указу Джорджа Буша в ноябре прошлого года («Газета.Ru» подробно писала о нем).
Очевидно, что трем согласившимся на сотрудничество с ФСБ талибам выгодно быть осужденным в России, а не американским трибуналом.
Ведь офицеры Пентагона, которые будут играть роль судей, предъявят им более суровые обвинения, нежели те, о которых рассказал журналистам замгенпрокурора Фридинский: «Наемничество» (статья 359-ая УК РФ, «Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях», карается лишением свободы на срок от трех до семи лет) и «Незаконное пересечение государственной границы» (статья 322-ая УК РФ, наказывается штрафом в размере до 500 МРОТ либо лишением свободы на срок до двух лет»).
В таком случае, можно предположить, что следователи ФСБ летали на Гуантанамо, чтобы заключить с талибами судебную сделку.
В обмен на мягкие сроки от них могут потребовать информацию о связях чеченских боевиков с международными исламистскими организациями (такими как «Братья мусульмане»), при участии которых жители Татарстана и Башкирии оказались в Афганистане, а Хаттаб и прочие арабские наемники – в Чечне.
|