Как стало известно "Ведомостям", МПС обратилось в суд с иском на сумму $535,8 млн к одной из самых привилегированных в прошлом экспедиторских компаний - "Трансрейлу". При этом ведомству совершенно безразличен исход суда. В случае победы железнодорожникам заплатит "Трансрейл", в случае поражения - потребители.
Компания Transrail Holding AG ( "Трансрейл") была учреждена в 1989 г. самим МПС, а также германской компанией Militzer + Muench и германо-иранской Pers Transport Bar и до 1998 г. была эксклюзивным перевозчиком экспортно-импортных грузов. После учреждения экспедиторской компании "Иристон", по некоторым данным контролируемой сыном экс-министра путей сообщения Николая Аксененко Рустамом, "Трансрейл" стремительно лишился всех скидок и уступил рынок "Иристону".
В связи с тем, что правительство в этом году повысило тарифы МПС всего на 16% , при этом утвердив обширную инвестпрограмму в размере 93 млрд руб. , в бюджете МПС образовался дефицит порядка 40 млрд руб. Ревизия системы скидок и меры по сокращению текущих издержек снизили его до 26 млрд руб. Иск к "Трансрейлу" - очередная попытка министра Геннадия Фадеева уменьшить дыру в бюджете ведомства. Первое слушание дела состоится 12 апреля в Международном арбитражном суде при Торгово-промышленной палате (именно в нем, по договору между сторонами, должны решаться их споры).
Для российского рынка грузовых перевозок сумма в $0,5 млрд огромна. Например, гендиректор "Северсталь-транса" Игорь Левитин называет ее "совершенно невероятной". Источник в руководстве "Трансрейла" утверждает, что даже в пиковом для компании 1998 г. "Трансрейл" с учетом средней скидки 15% перевез грузов на $1,08 млрд (к 2000 г. грузооборот компании упал до $13,2 млн).
Обоснования огромной суммы иска содержатся в письме главы департамента финансов МПС Петра Короткевича в Генпрокуратуру, которое имеется в распоряжении "Ведомостей". По версии МПС, в период 1997 - 2000 гг. "Трансрейл" осуществил перевозки на $535,8 млн, которые до сих пор не оплатил (еще порядка $70 млн должны МПС другие экспедиторы).
Однако в "Трансрейле" утверждают, что задолженность компании перед МПС почти целиком фальшивая, и признают только $4,5 млн долга. Дело в том, что до 2000 г. для отправки груза по железной дороге было достаточно сообщить начальнику станции номер специального кода какого-нибудь отправителя. Номера эти экспедиторские компании держали в строгом секрете. "Трансрейл" утверждает, что его кодами активно попользовались пираты.
Независимые эксперты подтверждают, что "Трансрейл" действительно мог пострадать от беспорядка на дорогах. "Если вам в 1998 г. посчастливилось узнать код "Трансрейла", который пользовался значительной скидкой, вы могли возить по их кодам свои грузы, а счет автоматически выставлялся потом владельцу кода, - поясняет гендиректор "СУАЛ-транспорта" Борис Чертков. - МПС даже у нас пыталось списывать средства на том основании, что мы когда-то пользовались услугами "Трансрейла" и якобы не заплатили".
И Чертков, и Левитин из "Северсталь-транса" говорят, что теперь МПС каждый месяц производит сверку кодов и прежней неразберихи на рынке больше нет.
С версией о пиратстве неофициально соглашается и железнодорожное начальство. "МПС допускает, что по кодам "Трансрейла" пиратским способом возились грузы других грузоотправителей, - заявил "Ведомостям" один из сотрудников ведомства. - Но нам не интересно, кто именно пользовался кодами "Трансрейла", потому что в договоре между МПС и экспедитором четко записано, что "Трансрейл" обязуется оплачивать все перевозки по своим кодам, а потом самостоятельно разбираться со своими клиентами".
Столкнувшись с такой жесткой позицией министерства, президент "Трансрейла" Вернер Альберт выступил с официальным заявлением о том, что руководство МПС "применяет к компании приемы ведения конкурентной борьбы внеэкономическими методами".
Независимый юрист Сергей Беляк говорит, что МПС будет нелегко взыскать деньги с "Трансрейла" - компания зарегистрирована в Швейцарии, и решение третейского суда придется подтверждать в этой стране. Впрочем, не известно, нужно ли это МПС. "Нам важно просто закрыть "повисшую" строку в балансе, - говорит источник в министерстве. - Если мы выиграем суд, возьмем деньги с "Трансрейла", а если проиграем, оформим это как чистый убыток и автоматически возместим $0,5 млрд из тарифов. Этим давно пора было заняться".
|