В первой части мы рассказали о тех кадровых перестановках в губернаторском корпусе, которые произошли с 25 по 28 сентября, когда в отставку ушли сразу 5 глав регионов.
Во второй части речь шла о предпосылках и основных принципах кадровых перестановок в губернаторском корпусе, которые имеют свои исторические основы.
Теперь же речь пойдет о самих врио глав регионов, о тмо, какими качествами обладают и каким критериям соответствуют те, кто поставлен до осенних выборов 2018 года управлять несколькими регионами.
На что стоит обратить внимание в послужных списках новых кандидатов?
Напомним, ротация губернаторского корпуса вызвана показателями развития регионов, не всегда достаточной динамикой в развитии экономики, инфраструктуры и социальной сфере. Новое поколение технократов, которые приходят в управление регионами, нацелены на решение конкретных задач и опираться должны на грамотные решения, на новые управленческие технологии. Сейчас действует понятие «дорожная карта», где определяются приоритетные задачи в развитии, а губернатор должен не только наполнить ее содержанием, но и довести до конечного результата. Вообще умение выстроить приоритетность задач «дорожной карты» и показать результативность работы – главный критерий при подборе кадров сегодня в стране. Другими словами, сейчас пришло время «что и как сделать», а не «чьих будете».
Поэтому и послужные списки, уровень компетенции врио, назначенных в 2016 году и поставленных управлять регионами в конце сентября 2017-го – включают и опыт работы в успешном управлении, и специальное образование, и качество самой карьеры, и, безусловно, знание региона.
И если учесть, что федеральный и региональный уровень управления – это две части одного целого, то становится понятно, почему в регионы приходят чиновники, ранее работавшие в центре. Это как в хорошей корпорации: поработал в офисе – поезжай в регион, привнеси новое, затем можно опять в центральный офис, но уже с другими знаниями, опытом и багажом.
Как в одном из последних интервью отметил глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, нынешние губернаторы – «это высокостатусные чиновники, и, безусловно, каждый руководитель региона должен быть политическим лидером субъекта. Они — руководители государственной власти на уровне субъекта, поэтому любой из них должен сочетать в себе некий набор компетенций. Он должен быть, безусловно, политиком, который способен стать политическим лидером субъекта, консолидировать вокруг своей программы и жителей региона, и большую часть элит. С другой стороны, он должен быть опытным управленцем, который способен развивать экономику субъекта, решать социально-экономические задачи, реализовывать ту программу, с которой он, кстати, идет на выборы и с которой он просит поддержки у избирателей.
Совершенно очевидно, что губернатор должен сочетать в себе качества: а) политика; б) хозяйственного управленца и в) эффективного лоббиста интересов субъекта.
Пожалуй, эти три — наиболее важные».
Итак, на примере последних назначений посмотрим, кому доверили управлять страной на местах.
1. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров.
В 1992 году Дмитрий Азаров, которому сейчас 47 лет, закончил Самарский государственный технический университет, а в 1994-м – Бузулукский финансово-экономический колледж, после чего работал в частной компании инженером-программистом. Удалось ему поработать и в налоговой службе. Нужный опыт для управления Азаров приобретал позже в качестве заместителя директора по экономике Самарского завода котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов, а также заместителя директора по экономике и подготовке производства завода «Синтезкаучук», и в производственном объединении «Волгапромхим», объединявшего шесть предприятий Самарской области, на которых работало примерно 20 тысяч человек.
С 2001-2006 гг. получал опыт управленца в качестве генерального директора ООО «Средневолжская газовая компания», попутно защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.
В 2006 году в Самаре главой города был избран В. Тархов, который пригласил Азарова в состав своей команды и назначил своим первым заместителем. В функциональные обязанности Дмитрия Игоревича входил контроль за деятельностью финансового департамента, решение экономических вопросов, проблем городского хозяйствования, экологической безопасности, промышленности, предпринимательства и связи.
Собранная профессиональная команда Азарова двукратно увеличила городские бюджетные поступления. Через два года он добровольно ушел с занимаемого поста, так как разошелся во взглядах с непосредственным начальником.
В 2008 г. Дмитрий Азаров пришел работать в самарское областное правительство министром по природопользованию, лесному хозяйству и охране окружающей среды.
В кадровый резерв Правительства РФ был включен в 2009 году. В 2012 году Азаров был одним из авторов идеи «открытого правительства» и «муниципального фильтра» на выборах глав регионов.
В 2014-м стал сенатором Совета Федерации Федерального собрания РФ от Самарской области.
Отдельно стоит отметить и общественную работу Дмитрия Азарова, который с 2011 по 2014 гг. был президентом Ассоциации городов Поволжья, вице-президентом Союза российских городов, вице-президентом Евразийского отделения Всемирной организации «Объединенные города и местные власти», а также заместителем председателя Всероссийского совета местного самоуправления по Приволжскому Федеральному округу.
Дмитрий Азаров женат, имеет двух дочерей. В свободное время любит играть в волейбол и читать художественную литературу.
Из интересных фактов, характеризующих личность, наверное, отметим такой . Переняв от своих предков традицию просить прощения в Прощеное воскресенье, Азаров в качестве мэра выходил на площадь и просил у горожан прощения за то, что что-то не смог сделать. Любой руководитель не может работать без просчетов, это знает и сам Дмитрий Азаров, поэтому просит жителей не обижаться на него, если что-то сделано не так: «По собственному опыту, - утверждал сенатор, - знаю, какое важное значение имеет факт признания несправедливого отношения к простым людям».
2. Врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин
Урожденному ленинградцу Глебу Сергеевичу Никитину 40 лет. В 1999 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов по специальности «Финансы и кредит», в 2004 м Санкт-Петербургский государственный универистет по специальности «Юриспруденция», а в 2008-м Российскую академию государственной службы при президенте РФ.
С 2004 по 2012 годы Глеб Сергеевич работал в Росимуществе, сначала начальником Управления имущества организаций коммерческого сектора, а затем заместителем руководителя Агентства. Последний год работы в Росимуществе исполнял обязанности руководителя ведомства. В этот период Никитину удалось реализовать несколько крупнейших проектов, например, успешную продажу 10% ВТБ в начале 2011 года.
Никитин был и среди тех, кто обеспечивал реализацию проектов создания вертикально интегрированных структур на базе компаний с государственным участием, в частности, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
В течение пяти лет - с 2007 по 2012 гг. - получал опыт эффективного менеджера, участвуя в реализации крупнейших сделок по слиянию и поглощению, в том числе ОАО «АК «Транснефть»», ОАО «Транснефтепродукт» и других.
В 2012 году Глеб Никитин с отличием заканчивает программу МВА, в 2016 году проходит сертификацию в Российской ассоциации управления проектами СОВНЕТ, благодаря чему получает статус сертифицированного директора проектов IPMA уровень А.
В июле того же 2012 года Глеб Никитин назначен на должность заместителя министра промышленности и торговли РФ, а в июне 2013-го стал первым заместителем министра отрасли. В этот период он курировал такие вопросы, как планирование, реализация бюджетного обеспечения государственных программ, подготовку ежегодных планов приватизации федерального имущества организаций, информационные системы проектного управления, формировал и организовывал государственную политику в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности и участия России в ВТО и Евразийской экономической комиссии, а также контролировал разработку мер государственной поддержки экспорта конкурентоспособной продукции российских производителей и многое другое.
Никитин прославился в широких политических кругах благодаря своему участию в разработке законопроектов «О промышленной политике» и «О стандартизации» в РФ. Более того, молодой политик принимал активное участие в создании концепции Фонда развития промышленности, а также развитии необходимых правовых актов, которые бы регламентировали работу Фонда.
Вместе с тем Глеб Никитин координировал работу и давал поручения по вопросам государственной политики в сфере развития и использования информационных технологий в государственном управлении.
Помимо прочего Никитин знает несколько иностранных языков.
Глеб Никитин женат, растит двоих детей.
Уже сейчас в комментариях пользователей Интернета говорится о том, что «нижегородцам повезло с новым руководителем области: это высокообразованный, грамотный специалист, управленец нового типа, которых так не хватает нашему народному хозяйству».
3. Врио губернатора Красноярского края Александр Усс.
Президент России Владимир Путин 29 сентября принял отставку Виктора Толоконского и подписал указ о назначении Александра Усса временным главой Красноярского края, а официальное его представление состоялось только 1 октября.
До своего назначения на пост врио губернатора Александр Усс, которому сейчас 54 года, 19 последних лет был председателем красноярского Законодательного собрания. Он уроженец Красноярского края, отец – Виктор Петрович - Герой социалистического труда, 30 лет руководивший колхозом.
Из справки ТАСС узнаем, что в 1976 году Александр Усс с отличием окончил юридический факультет Красноярского государственного университета (ныне - в составе Сибирского федерального университета) по специальности «правоведение». В 1981 году окончил аспирантуру Томского государственного университета (ТГУ).
В 1981 году в ТГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами (по материалам исправительно-трудовых колоний строгого режима)», а в 1994 году в Томском государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему «Социально-интегративная роль уголовного права».
Александр Викторович - .профессор., специалист в области криминального права.
Политическая карьера началась в 1993 году, когда он на протяжении последующих двух лет возглавлял правовое управление администрации Красноярского края, а потом еще два года – 1995-1997 гг. – курировал правовые вопросы в качестве заместителя губернатора Красноярского края. В этот же период становится членом ощественно-политического движения «Наш дом – Россия». И с 1997 года по настоящее время, как уже сказано выше, являлся депутатом Законодательного собрания края.
В 1998 году становится членом Совета Федерации, где до 2002 года входил в комитет по международным делам, был членом комиссии по регламенту и парламентским процедурам.
В сентябре 2002 года принимал участие в досрочных выборах губернатора Красноярского края (были назначены после гибели в авиакатастрофе главы региона Александра Лебедя), получил по итогам выборов 27,62% голосов, пройдя во второй тур, где уступил место Александру Хлопонину.
Опыт управления получил также и в Сибирском федеральном университете, где с марта 2010 года является президентом.
Александр Усс входил в состав Правительственной комиссии по реализации Концепции государственной национальной политики, Комиссии при президенте РФ по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. Возглавлял Красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», был членом президиума ассоциации. Является действительным членом Совета по внешней и оборонной политике.
В 2014 году стал лауреатом премии «Юрист года».
Активная позиция и разносторонний опыт Александра Усса вылились в серию книг и научных публикаций по вопросам права, экономики и государственного строительства, среди которых «Воспитание подростка в семье» (1987), «Социально-интегративная роль уголовного права» (1993), «Проблемы изменения состава субъектов Российской Федерации» (2007). В апреле 2000 г. была опубликована статья Александра Усса «России - имперскую федерацию», в которой он предлагал централизовать систему управления государством и урезать полномочия региональных руководителей.
Александр Усс женат, двое из троих детей – потомственные юристы. Говорит на немецком языке, увлекается в свои 54 года горными лыжами, теннисом, верховой ездой, а также играет на гитаре и поет.
4. Врио главы Ненецкого автономного округа (НАО) Александр Цыбульский
Врио губернатора НАО Александр Цибульский - урожденный москвич, ему 38 лет, но он уже имеет немалый опыт менеджера высшего звена, , к тому же знает три языка – английский, греческий и французский.
За плечами Цибульского три высших образования: как информирует ТАСС , в 2001 году он окончил Военный университет Министерства обороны, в 2006-м - Московский институт международного бизнеса, а в 2014 году получил диплом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по программе «Мастер делового администрирования».
При этом с 1996 по2005 годы служил в Вооруженных силах.
С 2006 года, занимая различные должности в департаменте внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли РФ, получил разносторонний опыт управления. После полгода работы в Департаменте международного сотрудничества Аппарата правительства РФ в 2008 году становится помощником министра регионального развития РФ Виктора Басаргина. Еще через год – заместителем директора департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Минрегионразвития.
В марте 2013 года перешел в Министерство экономического развития РФ, где занял должность помощника главы ведомства Андрея Белоусова. С июня того же года был помощником нового министра Алексея Улюкаева.
Есть в багаже Цибульского и опыт работы директором департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ.
С 19 ноября 2014 года – заместитель министра экономического развития РФ, при этом сумел сохранить свой поста после отставки и ареста Алексея Улюкаева.
На посту замминистра Александр Цибульский курировал вопросы стратегического и территориального планирования регионального развития, приграничного и международного межрегионального сотрудничества, социально-экономического развития арктических территорий, вопросы развития особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, моногородов, закрытых административных территорий и др.
5. Врио главы Республики Дагестан пока не назначен , хотя прогнозы уже имеются. Но дождемся факта.
Пока же, подводя определенный итог, напомним, что на первый взгляд стандартная биография чиновников подтверждает правило – все врио имеют опыт работы в различных сферах государственного управления или опыт в бизнесе, на государственной службе достигали серьезной должности, после чего переведены на губернаторскую работу.
Такая же практика была и у тех 10 врио, которые по результатам Единого дня голосования стали теперь полноправными губернаторами. Это говорит о том, что Москва продолжает обновление управленческих кадров на местах, опираясь на четкую систему и критерии: все они имеют положительный опыт в разных отраслях госуправления, имеют высшее, причем необходимое для работы губернатором образование, и, невзирая на разный возраст, все имеют потенциал для развития своих компетенций и карьерного роста.
Последние новости о причинах кадровых перестановок Владимира Путина и заменах среди губернаторов читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
|