В первой части речь шла о тех кадровых перестановках в губернаторском корпусе, которые произошли с 25 по 28 сентября, когда в отставку ушли сразу 5 глав регионов.
Обыватель, политолог и политики видят причины отставок по-разному. Попробуем разобраться в происходящем с точки зрения, прежде всего, политиков-профессионалов.
Вот некоторые основные объективные условия нынешних изменений в кадровой политике:
1. Несмотря на длительные международные санкции, страна практически вышла из экономического кризиса, что подтверждают международные рейтинговые агентства. Соответственно, в новых экономических условиях нужны новые методы управления экономикой
2. Решение внутрироссийских проблем отстает от внешнеполитических, что подтверждается одобрением внешней политики действующего государственного организма и вспышками недовольства внутри страны, как например, с задержками зарплат, долгостроем, митингами дольщиков, проблемами в здравоохранении и пр. Отсюда один из главных приоритетов– социальная направленность в региональной политике.
3. Развитие гражданского общества сейчас достигло уровня, когда мнение людей – основа для политического курса, кто бы что ни говорил на этот счет. Рост числа общественных организаций, поддержка государством НКО, ротация, причем качественная, Общественной палаты РФ, публичное обсуждение всех внутренних проблем страны, качественно новый этап избирательной стратегии, часть которой уже себя оправдала на выборах 10 сентября – малая часть не всегда видимых, но нужных перемен. Учет мнения общества – основа стратегических задач нынешней власти, строящей социальное государство. Муниципальные депутаты, чей корпус после выборов сильно обновился, - представители самых разных политических партий и объединений, от которых теперь граждане ждут реального решения насущных проблем.
4. На внутриполитическую арену выходят новые молодые оппозиционные кадры, как, например, Сергей Удальцов и его обновленный «Левый фронт», который теперь ориентирован не на стихийные несанкционированные митинги, чтобы подставлять людей под омоновцев, а на цивилизованную кропотливую оппозиционную работу, которая в принципе всегда нужна в государстве, чтобы власть не зарвалась. Умение работать с оппозицией – требование времени.
5. Последний отчет Счетной палаты, согласно которому воровать в стране стали в 12 раз быстрее, заставил иначе посмотреть на причины недостроев, на неэффективное использование бюджетных средств ведомствами и регионами. Именно об этом президент напомнил на встрече с новыми губернаторами после 10 сентября.
6. Коррупционная составляющая российской бюрократии, которая, конечно, часть нашей истории, сегодня – одна из самых больших головных болей. Но, как показывают все последние коррупционные скандалы, готовились схемы годами, а следователи напоминают события пяти, семи и более летней давности, которые привели к той или иной взятке или отмыванию бюджетных средств. Эти схемы надо прерывать, а сделать это могут те, кто не связан с участниками этих схем.
7. Ежегодные публичные отчеты о доходах чиновников всех уровней дают основание для поиска несоответствий между цифрами и фактами, а также помогают определить, кто из них честен, а кто прямо скажем не очень. Во многом – это подоплека коррупционных скандалов, помогающих расчищать управленческое пространство. Новые губернаторы, будучи по возрасту моложе многих отправленных и отправляемых в отставку, сформировались на почве пристального внимания к доходам семей чиновников и коррупции, поэтому им легче уйти от нее.
8. Новое время требует нового мышления, и, как показала практика, мышление управленца должно быть, прежде всего, технократичным. Именно о поколении технократов-управленцев много говорилось еще накануне последних выборов. Напомним слова политолога, главы ФоРГО Константина Костина по этому поводу: «Экспертному сообществу еще предстоит осмыслить, каким образом идентифицировать молодых технократов, которые пришли к власти в регионы, какие общие типологические черты характеризуют эту группу региональных руководителей, что позволяет им быть успешными и добиваться результата. На примере Пермского края и еще целого ряда регионов можно говорить об активном использовании обратной связи с гражданами, проектного подхода и очень предметного планирования. Программа Решетникова это не традиционный набор лозунгов и цифр, а очень конкретный документ, в котором на понятном людям языке четко прописано, что именно и когда будет сделано в каждом районе и городе края. Люди голосуют не за абстрактное обещание улучшить жизнь, а за конкретные школы, детские сады, больницы, километры дорог которые должны появится в течение 5 лет в месте их обитания». Добавим здесь, что любая технологичность построена на высочайшей дисциплине, что во многом объясняет подбор кадров на должность губернаторов. А если учесть, что в обществе появился запрос на обновление, то данная кадровая политика оказалась в тренде.
Список, безусловно, далеко не полный, но достаточный, чтобы в целом понимать условия обновления кадровой политики в стране. Еще раз отметим, что выборы 10 сентября показали, за кем пойдет электорат, кому он готов предоставить преференции и над чем нужно поработать, подбирая кадры.
Единый день голосования показал, что врио губернаторов, набравшие большее количество голосов в регионах, где проходили выборы, - это совсем иное племя управленцев. Все они довольно-таки молоды, практически у всех за плечами опыт управленческой работы в госструктурах, опыт выстраивания отношений с центром, проверенные деловые качества и соответствие тем критериям, которые разработаны в администрации президента, а именно высокий электоральный рейтинг, умение справляться с конфликтами элит в регионе, доводить любое начинание до получения конкретных хороших результатов, эффективная и социально направленная динамика экономической ситуации и, безусловно, количество и качество коррупционных скандалов.
К тому же сейчас страна перешла на тот этап, когда в управление регионами должны прийти «рабочие лошадки», управленцы, которые будут, прежде всего, эффективными менеджерами. Это должны быть люди, умеющие и желающие работать в единой команде, вникающие и стремящиеся разобраться в сути всех социальных, политических и экономических проблем региона, решить их, чтобы население чувствовало себя спокойно и было бы уверено в завтрашнем дне. Общество устало от нерешенности и незавершенности многих социально значимых задач, а каждый раз ждать личного вмешательства главы государства – тогда зачем нужен чиновник, в том числе в регионе?
Так, например, федеральный центр обращал внимание главы НАО на проблемы с реализацией майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам и низкие темпы строительства социальных объектов в автономной области. Однако, кардинально ничего не изменилось.
Кстати, с исполнением социально значимых майских указов президента проблема во многих регионах страны. На данном этапе практически ни один регион не справился с майскими указами в полном объеме. Например, регионам не удалось проиндексировать в полном объеме зарплаты преподавателям вузов и научным сотрудникам. Плановых показателей достигли только 26 и 17 субъектов соответственно.
Из «регионов-отличников» можно назвать только Калининградскую область, Карачаево-Черкесию и Нижегородскую область, где преподавателям вузов и научным работникам зарплаты были проиндексированы менее чем на четверть. А Архангельская, Рязанская и Ивановская области вовсе не смогли справиться с задачей.
Понятно, что указы не предполагали, что российская экономика окажется в кризисе 2015-2016 гг. Но, тем не менее... На сегодня этот майский указ выполнен на 90%, но он не единственный…
«Всего в «майских» указах содержится 218 поручений правительству. Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 180 поручений. Выполнено и снято с контроля 165 поручений — 91,7% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени», — сообщили в пресс-службе кабмина еще в июле.
Сейчас стоит задача выполнить все майские указы, а для этого нужны те менеджеры, которые это сделают, причем в ближайшие сроки и с меньшими экономическими потерями.
Из прошлого опыта кадровой политики России - лучшее
По сути, сейчас федеральный центр проводит кадровую политику, забрав из прошлого опыта все самое лучшее. Чтобы понимать, как строить будущее России, нужно понимать ее прошлое. Как говорил В.О.Ключевский, «прошедшее надо знать не потому, что оно уже прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий».
Давайте, хотя бы в легкую, вспомним школьный курс истории, из которого, как известно, явно следует, что в нашей стране именно грамотная кадровая политика давала самые хорошие результаты. К харизме успешного государственного деятеля всегда добавлялось доверие тем, кто будет помогать.
Вспомните, кто первым принял крещение вслед за Владимиром I - бояре и дружина.
Вспомните кадровую политику Ярослава Мудрого, для которого опора на своих детей и доверие их вторым половинам изменила внешнеполитическую ситуацию в первую очередь, и внутриполитическую – во вторую. Именно Ярослав принимает один из первых фактически конституционных документов государства – «Русскую Правду».
Давайте вспомним Ивана III, при котором Россия стала одним из самых сильных государств мира. В борьбе с аристократами тогда была утверждена система местничества, чего требовало историческое время. Борьба против удельных князей, изменение законов – «Судебник» 1497 г., централизация власти с ее вертикалью, борьба с сепаратизмом бояр – все это при подборе кадров, которым можно было бы доверять. Как итог – создание единого сильного государства.
Петр I в своей кадровой политике установил новый порядок продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и заслугами, когда нужно было пройти служебную лестницу, чтобы приобрести разные навыки управления - « знатность по годности считать». В этом была суть «Табели о рангах». А «Указ о единонаследии» в свое время решил одну принципиально важную задачу – уравнять земли, лишить сословных перегородок. Государева служба давала возможность получить выходцу из недворянского сословия дворянский титул благодаря заслугам перед Отечеством, а каждый следующий чин был своеобразным поощрением за службу государю, цель которого была – процветание России.
А кадровая политика Александра III в новых исторических условиях помогла России не только долгое время не участвовать в войнах, но и при прочих условиях избежать самодурства, вывести на внутриполитическую арену талантливых политиков, благодаря которым страна стала быстро меняться. Его царствование – один из немногих периодов в истории страны, когда профессионализм, деловая компетентность и личная честность были реально востребованы высшей властью.
Александр III не готовился стать царем, поэтому он считал, что есть люди, которые многие аспекты жизни знают лучше, чем он сам. И доверял им. И не напрасно. Ярким примером тому – карьера С.Ю. Витте.
Злоупотребления властью, некомпетентность чиновников в его царствование тоже имели место, но когда сведения об этом доходили до царя, то чиновники увольнялись. Один из примеров – отстранение от должности А.А.Абазы в 1892 году, который накануне увольнения был председателем Комитета финансов. Напомним, почему произошло увольнение. В 1892 году, зная, что министерство финансов с ведома Александра III проводит политику, направленную на понижение курса рубля, Абаза играл на бирже своими личными средствами на понижение рубля, при этом вовлек в это дело банкирский дом Рафаловичей, который разорился, преждевременно прекратив игру, в то время как сам А.А.Абаза играл до конца и выиграл около 900 тыс. рублей. Царь узнал об этом и собрал комиссию, которая начала расследование, по итогам которого Абаза подал в отставку. А суть отставки – в отсутствии доверия к Абазе со стороны императора, который тогда сказал: «Вот он мне клянется, что никогда больше не будет, я бы ему поверил, потому что Абаза, в сущности, очень полезный человек, очень умный и толковый… Я бы поверил, если бы он мне клялся в первый раз, но теперь я не могу ему верить…»
Вопрос надежности аппарата управления был ключевым и с приходом большевиков. Безусловно, партийная принадлежность – была основной основ при назначении на должность, что привело к власти большое количество карьеристов, но были и беспартийные, которым доверяли управлять страной, причем управляли они ответственно и с патриотизмом.
Вспомните, на X съезде РКП(б) в 1921 году, когда страна переходила к НЭПу, была принята резолюция о единстве партии: «Наша партия — правительственная партия, и то постановление, которое вынесет партийный съезд, будет обязательным для всей Республики». Тогда страна должна была выжить в очень сложных условиях. Но кадровые партийные чистки не всегда давали положительный результат: Шариковы не были панацеей. Страну надо было двигать вперед в новых экономических условиях тогдашних мировых «санкций» и послевоенного времени. Тогда начали приглашать спецов «непролетарского происхождения», благодаря которым удалось , прежде всего, наладить производство. При этом партия осуществляла централизованный подбор кадров и их расстановку, что дало свои плоды. Ключевыми принципами подбора кадров были преданность партии и профессионализм. Кстати, если профессионал был беспартийным, что случалось, то партийный контроль в итоге все уравновешивал. Правда, подняться выше районного уровня было сложно. Однако при всех перекосах, страна стала выползать из экономического дна.
В обязанности любого представителя партийной номенклатуры входило четкое выполнение инструкций центрального аппарата, что, безусловно, в итоге привело к развитию формализма в подборе и расстановке кадров. Но при этом сильной стороной кадровой политики СССР в разные периоды была именно переброска номенклатурных работников с одного фронта работы на другой, а с «провалившимися» управленцами не церемонились. В итоге при неимоверном перенапряжении на своем рабочем месте карьеристы повышали эффективность своей работы. Например, Л.М.Каганович, получивший четырехклассное образование и нигде и никогда больше не учившись, побывал чернорабочим, затем рабочим-кожевенником в Киеве, сам усиленно занимался самообразованием, много читал, что позднее, когда он уже находился на ответственных партийных постах, помогло ему подняться по иерархической лестнице.
Прошлое России содержит колоссальное количество ярких примеров подбора кадров и той роли, которую кадровая политика сыграла в развитии страны.
Подводя некоторый итог, получается, что региональные кадры сегодня должны быть верными и преданными идее профессионалами, компетентными руководителями, готовыми идти в одной команде к решению всех насущных задач, прежде всего, социальных, причем до конца, а не до полумер, иметь соответствующее образование, уметь играть честно, с полной самоотдачей, умело строить отношения с разными участниками экономики региона, соблюдать честь и иметь потенциал для развития.
О том, кто именно приходит в регионы на место губернаторов сегодня, каковы их послужные списки, и насколько они соответствуют критериям Администрации президента, в третьей части нашего расследования.
Последние новости о причинах кадровых перестановок среди губернаторов России читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
|