Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах по всему миру. Сбежавшие за границу владельцы «ВИМ-АВИА». Долги на сотни миллионов рублей за обслуживание перед аэропортами на территории России. Таков промежуточный итог краха одной из ведущих авиакомпаний страны. Что привело к масштабной финансовой катастрофе авиакомпании, входящей в десятку российских перевозчиков? FLB попыталась ответить на этот вопрос и решила проанализировать информационную базу данных «Контур. Фокус». Ресурс специально разработанный для специалистов по экономической безопасности, бухгалтеров и руководителей крупных компаний.
Что известно о «ВИМ-Авиа»?
Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» образована более 14 лет назад, 15 октября 2002 года. Зарегистрирована компания в Татарстане, в Сабинском районе республики, посёлке городского типа Богатые Сабы. Учредителей всего два. Это Мурсекаева Светлана Анатольевна и Мурсекаев Рашид Мавияевич. Как не сложно догадаться – муж и жена. При этом у жены доля в предприятии составила 99%, а у мужа всего 1%. Но главным в этом семейном бизнесе всё же был Рашид Мурсекаев.
«Не имеющий прямого отношения к авиаиндустрии, Мурсекаев закупил в 2003 году 12 подержанных «Боингов» и заключив соглашения с туристическими фирмами, принялся теснить других перевозчиков на рынке», писал о новом авиационном игроке в 2005 году журнал «Форбс». За полтора года «ВИМ-Авиа» превратилась в крупнейшего чартерного оператора, чьими услугами пользовался каждый пятый российский турист.
Но откуда взялись деньги на самолёты? Первые крупные деньги бизнесмен из Татарстана заработал в первой половине 1990-х годов. Вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым Мурсекаев занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счёт долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. В 1997 году «Белуха» распалась, а предприниматель продолжил работать с долгами. «Форбс» писал, что в ходе скупки долгов «Инкомбанка» Мурсекаеву достался пакет акций «Морбанка» — отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил этот банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из крупнейших в стране. В 2002 году он продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за 60 млн. долларов. Ещё более 20 миллионов долларов Мурсекаев выручил от продажи грузового самолёта «Руслан», который достался ему от разорившийся авиакомпании «Аякс» в 2000-м.
«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», — рассказывал журналистам в уже далёком 2005 году один из его деловых партнёров.
Что стало известно FLB?
Согласно информации, представленной «Контр. Фокус», авиакомпания имеет 4 филиала – в аэропорту «Домодедово», в столице Алтайского края Барнауле, в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты) и в Ташкенте. Уставный капитал перевозчика - 50 тысяч рублей, а выручка за 2016 год составила 17,2 миллиарда.
Генеральным директором «ВИМ-АВИА» на сегодняшний день является Кочнев Александр Яковлевич. Напомним, что он был задержан и допрошен следователями СК.
Не проходит авиакомпания и по критериям фирм-однодневок. Таких явлений, как массовый юридический адрес, массовые руководители или учредители, дисквалифицированные лица, задолженность по налогам, недостоверность регистрационных сведений и убыточная деятельность на протяжении 3-х лет у «ВИМ-АВИА» не наблюдается.
При этом за последние 12 месяцев найдены признаки активности по передаче собственности компании в залог. С чем это связано могут сказать только генеральный директор, главный бухгалтер и акционеры авиакомпании. Мы же лишь приведём несколько самых ярких примеров такой активности за последнее время.
Залоги
Так, например, авиакомпания в последние месяцы активно закладывала в банках своё имущество. 11 июля 2017 года в «Абсолют Банк» заложили два авиационных двигателя Rolls-Royce типа Trent 884-17 с серийными номерами 51293 и 51352. Самолётные двигатели активно закладывались и в июне этого года. 6 старых авиационных двигателя были заложены некоему ООО «АМИ-М» 19 июня. Ещё 4 двигателя принял в залог Банк Зенит 12 апреля 2017 года.
Госзакупки
На протяжении своей истории «ВИМ-Авиа» активно участвовала в государственных закупках. Но сказать, что успешно, наверное нельзя. Из 70 заявок на общую сумму в 4,1 миллиардов рублей, авиакомпании Мурсекаева удалось выиграть всего 10. Самые крупные контракты на воинские воздушные перевозки были заключены с Министерством обороны в конце 2016 года и июне 2017-го, на 135 и 130 миллионов соответственно. Статус июньского контракта теперь остаётся под вопросом. Срок его исполнения заканчивается в декабре этого года.
Нарушения
Всего авиакомпанию проверяли различные ведомства 9 раз. Последняя внеплановая, документарная проверка проводилась в августе этого года Управлением государственного авиационного надзора по Приволжскому федеральному округу. Выявлено одно нарушение воздушного законодательства. Срок исправления до 19 сентября 2017 года. Под графой статуса нарушения подпись «Исполнено».
Удивительно, но согласно отчётам за 2016 год финансы «ВИМ-Авиа» вовсе не пели романсы. Баланс составил 10,5 миллиардов рублей и вырос на 21%. Выручка – 17,2 миллиарда, что 38% выше предыдущего года. Чистая прибыль – 89,1 миллион рублей. Что же случилось с довольно успешным авиационным предприятием, что оно практически в одночасье приказывает долго жить?
Трудности у Мурсекаева и его «ВИМ-АВИА» уже были. «Форбс» пишет, что «в 2005 году, несмотря на тщательную подготовку, из 48 рейсов, запланированных на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по тринадцати из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка — 33 часа. Оказалось, что сразу несколько «Боингов» вышли из строя, а резервных самолётов у «ВИМа» не было. Хотя поломки были незначительными, на их устранение ушло время, и это привело к срыву всего графика чартеров».
Компания отказалась от части рейсов. С урезанным графиком компания начала работать без сбоев. Но тут же встал другой вопрос - как при сократившейся программе полётов окупить дорогие импортные лайнеры? Тогда«ВИМ-Авиа» открыла регулярные рейсы внутри страны, пустив самолёты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. И здесь следует упомянуть оригинальный шаг Мурсекаева, который очень ярко его характеризует как предпринимателя. Чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (как отмечают эксперты, расстояние 6000 км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он купил аэропорт Читы, потратив несколько миллионов долларов.
Удастся ли и в этот раз Мурсекаеву придумать ещё один оригинальный ход, чтобы выйти из сложившейся патовой ситуации? Ситуация осложняется и тем, что внимание на его авиакомпанию обратил Владимир Путин. «Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера - вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? - раскритиковал он Дворковича и перешёл к Соколову. - И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом. По усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными», обратился в среду президент России к министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Последние новости о Мурсекаевой Светлане Анатольевне и Мурсекаеве Рашиде Мавияевиче, владельцах авиакомпании "ВИМ Авиа", читайте на страницах Агентства Федеральных Расследований и в наших группах в СоцСетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и Livejournal
|