Уже несколько лет подряд каждый житель России наблюдает стремительные темпы роста коммерческой медицины. Если еще недавно под коммерческими формами понимались классические стоматологии и небольшие медицинские центры, специализирующиеся на выдаче справок определенной формы, то сейчас появляются и лаборатории, которые занимаются гистологическими исследованиями. Несмотря на то, что государство предпринимает регулярные попытки модернизации федеральных онкологических программ, сегодня существует несколько основных проблем, которые варьируются от недостатка профилактических мер до отсутствия высококачественного оборудования для проведения гистологических исследований. Как результат, государственная система здравоохранения имеет ряд организационных и инфраструктурных ограничений, которые не позволяют пациентам иметь гистологические подтверждения диагнозов. Разумеется, в таких ситуациях не остается иного выхода, кроме как обратиться в коммерческие организации, которые на платной основе предоставят необходимые услуги. Если рассматривать международный опыт перехода гистологических исследований к коммерческой форме, то стоит отдельно выделить лаборатории, которые работают исключительно в узкой специализации. В России же наблюдается другая ситуация. Во-первых, в глаза сразу бросается отсутствие конкретных направлений – как правило, большинство лабораторий, в погоне за прибылью, не стараются качественно развивать одно направление гистологических исследований, а предоставляют широкий спектр услуг, вследствие чего качество лабораторных анализов неуклонно падает. Импортозамещение в российской медицине Понятно, что при такой ситуации неизменно будут возникать попытки создания монополии. Отчасти это случилось и в России. Несколько компаний, разделив рынок по равным долям, еще с середины 90-х годов прочно заняли свои ниши, импортируя оборудование и расходные материалы для проведения гистологических исследований. Для входа на этот рынок новым компаниям требовались не только десятки миллионов на оборудование и расходные материалы (и еще неизвестно, в течение какого срока можно выйти «в плюс»), но и многочисленные сертификаты и разрешения. Итог достаточно прост – никто не рисковал войти на рынок, где уже давно царят свои правила. Лишь к 2011 году в России появилось несколько компаний, которые могли составить конкуренцию действующим игрокам рынка гистологических исследований, среди которых были «МедТехникаПоинт» и «ЛабПоинт». Вскоре учредитель компаний попал под следствие – дело в том, что у него было несколько других организаций, которые и заинтересовали правоохранительные органы. Между тем, «МедТехникаПоинт» и «ЛабПоинт» были приобретены новыми собственниками. В компаниях сменились учредители, поменялся состав топ-менеджмента, разработались бизнес-стратегия и позиционирование на рынке. В целом, если говорить о текущих достижениях компаний, то необходимо отметить следующие пункты: получение регистрационных удостоверений РосЗдравНадзора, проведение мероприятий (в том числе, и социально ответственных), разработка программы сервисного обслуживания оборудования, внедрение европейских стандартов качества. Одним словом, действующие владельцы компаний создают сильного отечественного игрока на рынке гистологических исследований. За короткий срок учредителям удалось воссоздать «команду мечты» из профессиональных топ-менеджеров и управленцев, которой так не хватает большинству компаний, работающих в медицинской отрасли. Остается только один вопрос - станет ли это предпосылкой к реализации новых федеральных онкологических программ или этот рынок полностью уйдет в коммерцию?
|