В зале Государственной думы 3 июля вместе с депутатами заседали обманутые дольщики. Более 200 человек. С плакатами. Это непривычно. Обманутых дольщиков мы привыкли видеть где-нибудь в пикетах у забора очередной обманувшей их стройки, на улицах, площадях, на митингах протеста. У порога той же Государственной думы. Только раньше их не приглашали дальше порога.
Теперь же они восседали на парламентских слушаниях на тему: «Формирование эффективных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства». Слушают председателя Госдумы Вячеслава Володина, который рассказал, что обманутые дольщики вложили в страхование строительства жилья 18 млрд рублей, но не получили ни квартир, ни денежных компенсаций. И спросил: «Нет ни одного страхового случая. Можно поинтересоваться, куда деньги ушли, собранные с населения? Эти 18 миллиардов!»
И не просто дольщики слушают, но выступают – в своём, конечно, стиле. Но вносят вклад в подготовку законопроекта о защите участников долевого строительства, принятого в первом чтении. И будут дальше участвовать в разработке «дорожной карты» его реализации. Не будем сейчас разбирать тонкости и детали законопроекта, но отметим суть: важный и актуальный закон принимается и разрабатывается при прямом непосредственном участии тех, кого он лично касается. А касается он как минимум 40 тысяч человек (а с семьями можно смело брать втрое больше) в 70 регионах страны.
И все они понимают теперь: митинги митингами (они, вероятно, ещё будут), но дискуссия с депутатами в парламенте гораздо продуктивнее. Между прочим, сама что ни на есть прямая демократия. Хотя до того казалось, что прямее, чем на улице, не бывает.
И сразу же вспоминаются недавние бурные дискуссии вокруг законопроекта о московской «реновации». И там те, кого дело непосредственно касалось, были приглашены в парламент на слушания. И могли высказать всё, что наболело, и были услышаны. И спикером Володиным, и вице-спикерами, и прочим думским начальством, которому непосредственное общение с избирателями явно было полезно. Да, именно с избирателями. Это, если угодно, новый политический стиль: законотворчество по актуальным социальным темам теперь происходит не отдельно от избирателей, а совместно с ними.
Вторая важная составляющая: слушаниями и дискуссиями дело не ограничивается. Избирателей включают в рабочие группы, в которых они вместе с депутатами и представителями исполнительной власти будут контролировать правоприменение разработанных с их участием законов. Так было сделано при обсуждении «реновации», так же поступили в Госдуме и с дольщиками. Совершенно очевидно, что такой инструментарий будет применяться и при обсуждении и принятии других жизненно важных законопроектов.
Тем самым Госдума как бы подаёт пример всем другим, кто теоретически способен этому примеру последовать – парламентам регионов, федеральным ведомствам, министерствам. Только что-то примеру этому пока никто следовать не спешит. Возможно, по любимому принципу «как бы чего не вышло» - кто знает, похвалят за это или нет? Видимо, тем и отличается настоящий политик от чиновника – умением и желанием делать дело, которое всем нужно, а не гаданием на тему «а что мне за это будет».
|