В Общественной палате РФ 22 июня, в День памяти и скорби, обсудили вопросы противостояния пропаганде экстремизма. Сегодня здесь состоялся круглый стол «Противодействие террористической пропаганде» с презентацией книги с аналогичным названием члена ОП РФ Максима Григорьева , который инициировал данное мероприятие.
В беседе участвовали также первый заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, Герой России Вячеслав Бочаров, спасавший в свое время от террористов детей в Беслане, член ОП РФ, муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.
Представители экспертного сообщества рассказали о необходимости защищать россиян от действий приверженцев терроризма, прежде всего с вербовкой в ряды запрещенных в ряде стран Организаций. В ходе дискуссии член ОП РФ Максим Григорьев представил свою книгу «Противодействие террористической пропаганде».
Одним из основных в ходе дискуссии стал вопрос особенностей современной пропаганды террористической группы «Исламское государство (деятельность ИГ запрещена в России. – прим. FLB.ru) через анонимные мессенджеры.
Именно через анонимные мессенджеры, в частности, через Telegram, ведется основная часть пропаганды, и анонимность позволяет террористам и вербовщикам долгое время скрываться от правосудия. Вот почему, по мнению экспертов, органы, отвечающие за безопасность граждан, должны знать, кто скрывается за порой безликими аватарами и никнеймами.
Член ОП РФ и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев подчеркнул, что запрет на анонмные мессенджеры ни коим образом не нарушает тайну личной переписки.
Не менее важен, по словам Григорьева, и вопрос выявления в Интернете сторонников террористических организаций, чей возраст в основном составляет 25-30 лет.
«У нас на сайте Общественной палаты», - сказал Максим Григорьев, - висит баннер, и любой человек, который обнаружил в Интернете пропаганду терроризма экстремизма, может прислать нам ссылки на эти ресурсы. Наши аналитики анализируют эти сообщения и мы, если находим пропаганду терроризма, обращаемся в правоохранительные органы, в итоге запрещенные ресурсы блокируются. За последние полтора года к нам поступило более 7 тысяч обращений граждан, благодаря которым, в частности, удалось предотвратить деятельность многих сайтов и выявить сторонников терроризма».
Но если сайты можно закрыть, то повлиять на анонимные мессенджеры достаточно сложно. Более того, сказал эксперт, оценить количество каналов связи, которые используются боевиками, сложно, поскольку они постоянно обновляются - одни закрываются, новые открываются. Вот почему, сказал Григорьев, нужна максимальная персонализация мессенджеров.
Напомним, именно в связи с усилившейся пропагандой терроризма и экстремизма в мае этого года в Государственную Думу был направлен законопроект об идентификации пользователей мессенджеров. В законопроекте идет речь об обязательной регистрации как самих программ обмена сообщениями, так и защите пользователей мессенджеров с помощью регистрации через телефонный номер. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.
Во время презентации книги Максим Григорьев представил примеры текстовых и видеоматериалов, которые изобилуют прямыми призывами уничтожать мирное население России. Именно такие материалы массово распространяются через анонимные каналы того же Telegram и других мессенджеров и соцсетей.
Муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов, выступая на круглом столе, заявил, что все российские общественные и религиозные организации должны встать «огненной стеной» на пути квазирелигиозных организаций. Он напомнил историю Чеченской республики, где удалось справиться с ситуацией и люди живут мирно, растят детей. При этом муфтий подчеркнул, что в России опыт этот уникальный, так как страна смогла дерадикализировать целый регион.
Более того, муфтий отметил, что подавляющее большинство террористов – это невежественные с точки зрения Корана люди, мало знающие саму религию и ее правила, это молодежь в возрасте 25-30 лет. Вот почему через мечети, вузы и другие организации них нужно вести постоянную работу по воспитанию молодежи. «ИГИЛовцы – это открытые враги ислама», - подчеркнул Крганов.
Его поддержал и Вячеслав Бочаров, который подчеркнул, что есть своя опасность в «героизации» террористов, о которых, с его точки зрения, иногда дается чересчур много информации. Причем в террористических виртуальных сообществах эти террористы изображаются как герои. Одновременно с этим о российских бойцах, которые погибают в борьбе с терроризмом, СМИ, в том числе и российские, говорят значительно меньше.
Вот почему, считает Максим Григорьев, закон о запрете анонимных мессенджеров – это вопрос безопасности государства.
|