История, которая разворачивается вокруг Новокузнецкого отряда милиции особого назначения, весьма показательна. Не так давно министр внутренних дел Борис Грызлов подписал указ, согласно которому все сотрудники правоохранительных органов будут выполнять свой долг в Чечне не три месяца, как раньше, а полгода. После этого жены новокузнецких омоновцев сразу же обратились с просьбой к губернатору Аману Тулееву и начальнику ГУВД Кемеровской области с просьбой сократить срок командировок на Северный Кавказ. Если же этого сделано не будет, то встает вопрос о дальнейшем существовании ОМОНа в Новокузнецке
Новокузнецкий отряд милиции особого назначения был образован в 1993 году для борьбы с преступностью в южной столице Кузбасса. В течение короткого времени ОМОН стал грозой местных бандитов и зачастую, может, даже излишне жесткими мерами, но все же навел порядок в Новокузнецке.
В 1995 году омоновцы приняли боевое крещение в первой чеченской кампании. 25 февраля стало черным днем для всей кузбасской милиции. Во время выполнения операции в районе железнодорожного вокзала в Грозном сводный отряд из новокузнецких и прокопьевских омоновцев попал под огонь федеральных сил. В то же время там проводили операцию по разминированию местности морские пехотинцы, однако заряд, выпущенный ими из боевой машины, по ошибке накрыл кузбассовцев, а не минное поле. В результате 10 новокузнецких милиционеров погибли.
С тех пор прошло семь лет, но отряд по-прежнему выполнял боевые задачи в Чечне. В 2000 году ОМОН потерял в Грозном еще двух человек, но командировки от этого реже не стали. Теперь же милиционерам заявили, что вместо трех месяцев они должны будут находиться на Северном Кавказе 180 суток, т.е. полгода, и первыми тревогу забили их жены. По мнению новокузнечанок, увеличение сроков командировки нецелесообразно из-за того, что за короткое сибирское лето милиционеры не успевают подготовиться нормально к зиме, и в то же время подрывается семейный бюджет. Поначалу стало известно, что просьба женщин обсуждается даже на федеральном уровне и вроде бы даже Грызлов должен отреагировать на их просьбу. Но потом все встало на свои места, так как в Новокузнецк приехали генералы из области разбираться, почему милиционеры не хотят выполнять приказ.
Сама встреча проходила за закрытыми дверями, хотя, по словам зам. начальника следственного управления ГУВД области генерал-майора Виктора Гринько, ничего секретного там не обсуждалось. «Это обычное рабочее совещание, — заявил он журналистам, которые попытались прорваться в актовый зал райотдела Центрального района, — ничего секретного мы с омоновцами обсуждать не будем. Просто вы нас правильно поймите. Здесь прессе нечего делать». О том, что на встрече будет обсуждаться позиция ОМОНа в отношении увеличения срока командировок в Чечню, генерал умолчал.
Чуть позже из зала покурить вышел один из милиционеров и о своем отношении к нынешнему приказу министра заявил буквально следующее: «Отношусь к увеличению срока командировок в Чечню негативно, да и у большинства из наших ребят отношение к этому однозначно негативное». Еще жестче высказалась Елена Виноградова, жена одного из бойцов ОМОНа. «Наши мужья воюют на войне уже семь лет, и мы тоже воюем вместе с ними, — сказала она, — почему-то о семьях никто не думает. Ведь, вспомните, даже Великая Отечественная война длилась четыре года. Почему-то никому не интересно, какие они домой после Чечни возвращаются».
Между тем генерал-майор Гринько высказался понятно. «Я думаю, что они люди грамотные и к тому же носят погоны, — заявил начальник следственного управления ГУВД, — а долг, я считаю, превыше всего. Думаю, мы определимся, как служить вместе дальше. С чисто человеческой точки зрения я их понимаю, но вы тоже нас поймите, защищать конституционный порядок в Чечне больше некому».
Как стало известно позже, встреча эта завершилась ничем, и все остались при своих мнениях. Впрочем, на ее благополучный исход никто и не надеялся. Омоновцы же считают, что если вопрос встанет ребром, то они решат его по-своему. «Я думаю, что многие снимут погоны и уйдут из отряда, если вынудят, конечно, — подчеркнул один из милиционеров, — так как никто не настроен ехать в Чечню на полгода. Пусть потом у руководства голова болит».
Примечательно, что милиционерам-добровольцам, три года отслужившим на Северном Кавказе, пообещали улучшить жилищные условия. Правда, при этом никто не сказал, что до этого срока еще надо дожить как физически, так и морально.
|