Новости FLB: Украина - та страна, которая представляет собой самый высокий уровень ядерной опасности, считает специалист по Восточной Европе Института ядерной и радиационной безопасности Франции (IRSN) Мишель Шуа (Michel Chouha)
Через 31 год после ядерной катастрофы в Чернобыле еще ничего не предусмотрено для демонтажа злосчастного украинского ядерного реактора, считает Мишель Шуа (Michel Chouha), специалист по Восточной Европе Института ядерной и радиационной безопасности Франции (IRSN). Интервью взял журналист Le Monde Пьер Ле Ир, пишет ИноСМИ.
«Новое изоляционное арочное сооружение конца 2016 года представляет собой значительный прогресс в обеспечении безопасности старого саркофага (построенного срочно после аварии и с тех пор сильно разрушенного) и Чернобыльской зоны в целом. Однако не следует преувеличивать его значение. Его строительство преследовало три задачи: защитить старый саркофаг от климатических воздействий, чтобы он сильнее не разрушался; избежать распространения радиоактивных веществ в окружающем пространстве; обеспечить его демонтаж и устранение всех радиоактивных веществ в оптимальных условиях», - утверждает Шуа.
«Третья задача - самая важная, поскольку конечная цель состоит в превращении Чернобыльской зоны со временем в «экологически» безопасное место, - указывает эксперт. - Арка сконструирована так, что должна простоять сто лет, но это абсолютно не означает, что мы можем ждать сто лет. Состояние старого саркофага не позволяет ждать. Надо действовать еще до того, как станет слишком поздно».
«На сегодняшний день программы демонтажа старого саркофага и удаления радиоактивных веществ еще не разработаны. Технологии, которые необходимо применить для обеспечения таких операций и которые должны быть осуществлены большей частью автоматизированным способом, также не готовы к действию. Политические аспекты и рекомендуемые программы сначала должны быть определены украинскими местными и общегосударственными властями», - сообщает собеседник издания.
К 30-летней годовщине аварии СМИ много писали о современном состоянии ЧАЭС. В частности, «Военное обозрение» рассказывало о том, что украинское правительство не только забыло ликвидаторов и перестало выплачивать им положенные по закону пенсии, не только не выполняет нормативы по эвакуации с территории, но и изымают дозиметры из аптечек украинских военнослужащих.
И еще украинское правительство создает так называемый «биосферный заповедник», объясняя, что таким образом природе будет дан второй шанс и что промышленные объекты в территорию заповедника не войдут…
Тем не менее, тогда же, год назад, Госдума РФ обратила внимание на то, что Европа находится под угрозой техногенных катастроф на украинских АЭС, о чем писала «Русская весна», ссылаясь на постановление и заявление российского парламента о 30-летии трагедии в Чернобыле и обеспечении ядерной безопасности в Европе на современном этапе.
Сегодня, 26 апреля 2017 года, президент Украины Петр Порошенко во время посещения Чернобыля, где встречался с президентом Белорусии Александром Лукашенко, заявил , что новый саркофаг над четвертым энергоблоком ЧАЭС введут в эксплуатацию в ноябре 2017 года.
Сейчас эксперты считают , что новый саркофаг, стоимость которого 1,5 млрд евро, не способен защитить полностью от утечки радиоактивных веществ в атмосферу.
Эксперты оценивают все необходимые работы по очистке территории ЧАЭС в 100 млрд. долларов. Ведь еще предстоит разбирать корпуса 3-х энергоблоков, и надо будет куда-то все это девать. Но главное — пока нет технических методик, как из 4-го взорвавшегося блока изъять опасное содержимое. Люди там работать не могут. Даже за 100 лет радиационный фон внутри практически не уменьшится — там есть плутоний, уран-235, радионуклиды, излучающие нейтроны, у которых период полураспада составляет более 2,5 тысяч лет.
Процессы под старым (и новым) саркофагом идут: выделяется радиоактивный газ радон, еще много чего происходит. Кроме большого количества топлива, внутри очень много других отходов, только графита — порядка полутора тысяч тонн. Причем, то, что изначально расплавилось во время аварии, уже окаменело. Еще есть много трубопроводов, оборудования под старым саркофагом. И все это — радиоактивное. Как и сам старый саркофаг. Где это все хоронить? Работы предстоит еще очень много, затратной, сложной и тяжелой. Для того, чтобы очистить территорию ЧАЭС, потребуется очень много лет, возможно, и все сто.
Закончим мнением французского эксперта.
«Украина - страна с богатыми научными и техническими традициями. Но ее средства несопоставимы со сложными проблемами подобного демонтажа. Предстоят столь масштабные операции с применением высоких технологий, которые еще не проводились никогда. Для осуществления столь необыкновенных строительных работ Украина будет нуждаться в международной поддержке», - заявляет специалист по Восточной Европе Института ядерной и радиационной безопасности Франции (IRSN) Мишель Шуа (Michel Chouha).
«Затраты обещают быть весьма значительными. Весьма вероятно, что Украина окажется неспособна справиться с таким вызовом в одиночку. И совершенно очевидно, что она снова обратится к международному сообществу с призывом решить эту задачу общими усилиями, как это произошло с аркой, стоимость которой приблизилась к 1,5 млрд евро, и ее возведение было профинансировано Европейским банком реконструкции и развития, при содействии сорока стран, преимущественно европейских», - утверждает эксперт.
«На Украине действуют 15 ядерных реакторов, доля электричества, получаемого с атомных электростанций, достигает 50%, что выводит Украину в первую пятерку стран мира по этому критерию, - информирует собеседник издания. - Все это представляет собой источник риска, который требует постоянного наблюдения, для поддержания безупречной безопасности в любых обстоятельствах».
«Политическая и социальная нестабильность, как правило, являются неблагоприятными факторами. В такой же степени, как ухудшение экономических условий. Между тем в течение трех лет Украина находится в открытом конфликте со своим большим соседом Россией. Этот конфликт, крайне вредоносный в глобальном плане, принимает особо критический характер во всем, что касается ядерного сектора, - комментирует Шуа. - Все 15 ядерных реакторов Украины являются российской разработкой. Этот конфликт способен обособить украинского пользователя от его поставщика. Может возникнуть нехватка запчастей. От этого может пострадать техническое обслуживание ядерных реакторов. Не говоря уже о проблеме поставки горючего, которую Украина пытается решать, обращаясь к иностранным поставщикам, со всеми вытекающими из этого рисками».
«Совокупность всех этих факторов создает ситуацию, вызывающую крайнюю озабоченность. Тем более что пользователь решил продлить лет на двадцать срок функционирования этих реакторов. Очевидно, что сегодня в Европе Украина - та страна, которая представляет собой самый высокий уровень ядерной опасности», - заявляет эксперт.
- бизнесмен, миллиардер. Избран президентом Украины 25 мая 2014 года). По последним оценкам Forbes (март 2014), он занимает 7-е место среди украинских богачей (состояние — $1,3 млрд). Прихожанин Украинской православной церкви Московского Патриархата.