22 апреля исполняется 147 лет со дня рождения вождя русской революции. К этой годовщине депутаты Госдумы от фракций «Единая Россия» и ЛДПР подготовили подарок - внесли законопроект , предусматривающий юридический механизм для захоронения останков Владимира Ленина.
Авторами инициативы стали Владимир Сысоев, Иван Сухарев, Александр Курдюмов, Евгений Марченко и Николай Брыкин, представляющий Госдуму в Верховном суде.
«Согласно поправкам в закон «О погребении», мы предусмотрели создание межведомственной комиссии, которая будет заниматься вопросом перезахоронения останков исторических личностей. Речь идёт о лидере большевиков Владимире Ленине, юридические основания для перезахоронения которого сейчас отсутствуют в правовом поле. Внесённый законопроект должен восполнить юридический пробел и, наконец, поставить точку в деле Ленина. Большинство граждан России поддержат такое решение», — пояснил инициативу RT Владимир Сысоев.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА K проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Одним из важных вопросов похоронного дела является не только организация захоронения, но и регулирование вопросов перезахоронения останков. Практика показывает наличие существенного пробела в этой̆ сфере правоотношений.
На сегодняшний день федеральный закон N 8-ФЗ не даёт понятия перезахоронения и упоминает о перезахоронении лишь в одном случае - в связи с обнаружением старых военных и ранее неизвестных захоронений. Также на федеральном уровне вопрос о перезахоронении частично урегулирован в Законе РФ от 14.01.1993 N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в части перезахоронения погибших при защите Отечества.
Если ранее вопросы перезахоронения частично регулировались «Санитарными правилами устройства и содержания кладбищ», утверждёнными Минздравом СССР 10.02.1977 N 1600-77, а затем «Гигиеническими требованиями к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06.04.2003 года, то действующая редакция Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» устанавливает, что перезахоронение останков умерших производится в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. При этом под действующим законодательством понимаются вышеуказанные случаи, указанные в Федеральных законах, а также Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Авторы законопроекта считают, что на федеральном уровне необходимо закрепить понятие перезахоронения, а также установить случаи, в которых может производиться перезахоронение. При этом органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией вправе расширить перечень основания для перезахоронения. Также законопроектом предлагается закрепить, что перезахоронение производится на основании разрешения, выданного органами местного самоуправления с обязательным учётом санитарно-эпидемиологических требований. Порядок выдачи разрешения на перезахоронение, а также перечень необходимых документов, устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, регулирование основных вопросов перезахоронения позволит создать необходимый единообразный правовой фундамент для дальнейшего развития данного вопроса в муниципальных правовых актах.
Также законопроектом предлагается установить порядок перезахоронения исторических личностей. На протяжении последних десятилетий такие вопросы возникали неоднократно, и каждый раз вопросы перезахоронения решались в индивидуальном порядке.
Так, в соответствии с Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1884-р была создана Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи. Данная комиссия была образована по предложению Русской православной̆ церкви, Минкультуры России, администрации Свердловской области и мэрии Санкт-Петербурга. Следует обратить внимание, что в 2015 году на основании распоряжения Правительства Российской Федерации в целях исследования и перезахоронения останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии Романовых была создана уже не комиссия, а межведомственная рабочая группа.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 No 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации. Создание межведомственных комиссий в случае необходимости рассмотрения вопроса о перезахоронении останков исторических личностей полностью основано на действующем законодательстве и позволит обеспечить единообразный подход к решению таких сложных с исторической, политической и этической точки зрения вопросов.
Следующим важным моментом, который̆ предлагается урегулировать данным законопроектом, является решение вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина).
Вопрос о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина) возник ещё в начале 80-х годов 20 века, и с тех пор эта дискуссия разгорается в российском обществе практически каждый год. Однако окончательного решения в этом вопросе пока не принято.
Важно отметить, что законопроектом устанавливается сама необходимость перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина), но не устанавливаются конкретные сроки., что позволяет учесть политическую ситуацию, социальные настроения, а также мнение всех заинтересованных сторон
Русская православная церковь считает, что, безусловно, останки В.И. Ленина должны быть преданы земле и страна «опоздала с этим на четверть века». Однако при этом важно не «разбередить старые раны и не спровоцировать раскол». Глава отдела внешних церковных связей Митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «нужно дождаться момента, когда по этому вопросу в обществе наступит согласие».
Президент Российской Федерации В. Путин также призвал подходить к этому вопросу «аккуратно, чтобы не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество...».
Авторы законопроекта, полностью поддерживая данную точку зрения, считают, что вопрос о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина) должен быть лишён какой-либо исторической, политической и социальной подоплёки и носить исключительно юридический характер.
Во-первых, следует пояснить, что в контексте данного законопроекта используется термин «перезахоронение», а не «захоронение». Это связано с тем, что исторически тело В.И. Ульянова (Ленина) считается захороненным на основании Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924, утверждённого впоследствии на II Съезде Советов Союза ССР от 26.01.1924 г.
Считаю необходимым привести полный дословный текст данного документа, который гласит:
«Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождём, Президиум Центрального Комитета Союза ССР постановляет: 1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения. 2. Склеп соорудить у Кремлёвской стены, на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции».
Таким образом, текст приведённого документа позволяет сделать однозначный вывод, во-первых, о назначенном дне похорон (27 января 1924 года), а, во-вторых, о временном характере данной меры сохранения гроба с телом В.И. Ульянова (Ленина).
Важно отметить, что это практически единственный документ, регламентирующий вопрос захоронения тела В.И. Ленина и его нахождения на Красной площади. На сегодняшний день какая-либо иная нормативно-правовая база, которая регулирует пребывание В.И. Ульянова (Ленина) на Красной площади в Мавзолее, а, самое главное, вопросы содержания тела в надлежащем состоянии, проведения медико-биологических работ, финансирования этих работ, - отсутствует.
Из вышеприведенного текста Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 г. видно, что оно не содержит решения о проведении научных работ по сохранению тела В.И. Ленина, о периодической эксгумации останков тела В.И. Ульянова (Ленина) и проведения с ними биологических и химических экспериментов. Данное решение было принято руководством партии без оформления каких-либо официальных документов. Тем не менее, так или иначе, тело В.И. Ульянова (Ленина) было захоронено, поэтому в данный момент можно говорить не о захоронении, а только о перезахоронении останков Ленина.
Во-вторых, на сегодняшний день существует ярко выраженная правовая коллизия, когда ранее принятый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Так, согласно статье 3 указанного Федерального закона погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путём предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определённом нормативными правовыми актами Российской Федерации).
При этом захоронение с юридической точки зрения представляет собой окончание правового цикла существования личности. После погребения с останками не производится никаких действий, они перестают быть объектом права, за исключением случаев эксгумации при необходимости проведения следственных действий и случаев перезахоронения.
Захоронение останков В.И. Ульянова (Ленина) нельзя считать отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом No 8-ФЗ.
Официально действие Постановления ЦИК Союза ССР от 25.01.1924 не отменено, этот документ продолжает действовать.
В тоже время в соответствии со статьей 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поскольку в силу статьи 15 Конституции РФ, она имеет прямое действие, то ни один нормативный правовой акт, действующий на территории Российской Федерации вне зависимости от времени его принятия, не должен противоречить Конституции и федеральным законам.
Следовательно, все акты, изданные в связи с захоронением тела В.И. Ульянова (Ленина), действовавшие в СССР, подлежат отмене в случае противоречия действующему законодательству РФ, в данном случае - Федеральному закону N 8-ФЗ.
Проведённый анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день статус останков В.И. Ульянова (Ленина) лежит за рамками правового поля, в связи с чем вопрос о перезахоронении тела В.И. Ульянова (Ленина) должен решаться исходя только из юридических оснований.
Мы живём в демократическом, правовом государстве, где согласно Конституции обеспечивается верховенство закона. Исходя из этого, необходимо обеспечить реализацию принципа верховенства закона в отношении вопроса о перезахоронении останков В.И. Ульянова (Ленина), нахождение которых на Красной Площади не основано на нормативных правовых актах, а также противоречит Федеральному закону N 8-ФЗ.
Авторы законопроекта подчёркивают, что данный законопроект не имеет политического и социального контекста, поскольку исходя из существующей политической ситуации, само по себе тело Ленина не является ни символом эпохи, ни символом объединения нации. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство россиян считают, что тело Ленина нужно захоронить. При ответе на прямой вопрос о том, как следует поступить с телом Ленина, 60% в целом выразили согласие с тем, что его необходимо предать земле, в том числе 36% выступают за скорейшее перезахоронение на кладбище, а 24% предлагают подождать, пока уйдёт поколение, для которого он дорог, а затем уже принять решение о захоронении. Результаты данного опроса свидетельствуют о нейтральном отношении общества к данному вопросу.
Также авторы законопроекта не ставят цели провести исторический анализ событий, связанных с захоронением Ленина, и не делают попытку обосновать необходимость перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина) исходя из оценки роли его личности в истории государства. Принятие данного законопроекта позволит, с одной стороны, законодательно решить вопрос о необходимости перезахоронения останков В.И. Ульянова (Ленина), а с другой стороны, обеспечивает возможность сделать это в тот срок и в таком порядке, которые будут отвечать социальным настроениям и соответствовать политическому и историческому моменту.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»
Принятие федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Медико-биологические работы по сохранению прижизненного облика тела В.И. Ленина в 2016 году составили 13 081 500,00 рублей. В тоже время на возможное захоронение высшего должностного лица государства в 2016 году было предусмотрено 4,633 миллиона рублей, в том числе 706 тысяч рублей на захоронение и 3,927 миллиона рублей на надгробные сооружения на месте захоронения.
Таким образом, перезахоронение останков В.И. Ульянова (Ленина) представляется возможным осуществить за счёт средств, выделенных на сохранение прижизненного облика тела В.И. Ленина.
В.В.Сысоев, Е.Е.Марченко, А.Б.Курдюмов, Н.Г.Брыкин, И.К.Сухарев, В.В. Бахметьев
Отметим, что, по данным ВЦИОМ, две трети россиян выступают за захоронение Ленина, информирует ТАСС .
|