По итогам первых месяцев работы закона о защите прав граждан при взыскании, проект Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» организовал мониторинг жалоб граждан в адрес ОНФ и направил выявленные в 11 регионах случаи угроз и вымогательств в Министерство внутренних дел Российской Федерации для проведения надзорных мероприятий. Нарушения прав граждан при взыскании активисты ОНФ обнаружили в Воронежской, Костромской, Самарской, Липецкой областях, а также в Белгороде, Тольятти, Красноярске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Москве и Санкт-Петербурге , рассказали в пресс-службе ОНФ.
Вступивший в силу с начала года и долгожданный для многих закон о защите прав граждан при взыскании долгов прямо ограничивает возможности коллекторов давить на неплательщиков. Однако первые месяцы правоприменения показали, что не все взыскатели готовы отказаться от более «действенных» противоправных приемов.
Анализ жалоб на действия взыскателей, поступивших в адрес проекта Народного фронта за три первых месяца действия закона, показал, что традиционные проблемы никуда не исчезли. Людям по-прежнему звонят и отправляют сообщения с угрозами. Среди противоправных методов «убеждения», которые проверит полиция, - случаи порчи личного имущества, вандализм в подъездах. Как показала проверка ОНФ, для того, чтобы попасть в базу «черных коллекторов» даже не обязательно брать в долг – недобросовестные взыскатели звонят и по номерам, указанным в договоре о взятии займа как дополнительные. Нередки случаи, когда коллекторы находят родных, близких, коллег и друзей должников в соцсетях.
Несмотря на то, что ФЗ-230 прописывает коллекторам обязанность представиться, четко назвать свою организацию, граждане жалуются, что и после вступления закона в силу они получают анонимные звонки и сообщения с неизвестных номеров, содержащие ненормативную лексику и угрозы. Звонки, смс, сообщения в соцсетях поступают друзьям и родственником заемщиков – что также прямо запрещено законом. Нарушается режим общения, ограничивающий время, когда должника можно беспокоить по телефону, и количество встреч, звонков и электронных писем в неделю и в месяц.
«Угрозы и вандализм и до принятия нового специального закона были преступлениями. По этим составам предусмотрена уголовная ответственность, и правоприменение должна осуществлять полиция. Поэтому мы передали собранные проектом жалобы в МВД, направив обращение на имя министра Колокольцева, чтобы по фактам нарушений была произведена необходимая проверка, и виновные были привлечены к ответственности», - сообщил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
По его словам, одна из главных проблем рынка взыскания – это применение очевидно незаконных и уголовно-преследуемых методов воздействия, и пока рано говорить, что эта проблема преодолена. Слабая реакция правоохранительной системы, уточняет эксперт, была причиной трагедии в Ульяновске. «После известного всем случая с коктейлем Молотова в окно заемщику, мы просили Генеральную прокуратуру проверить реакцию МВД на заявления граждан о «беспределе» коллекторов, и выяснилось, что ульяновские полицейские вынесли порядка 160 незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел. На наш взгляд, это непростительная халатность, - заявил Виктор Климов. – Уже в начале года вступил в силу 230-ФЗ, и произошло ужесточение ответственности взыскателей в этой сфере. Очень важно, чтобы полиция адекватно реагировала на каждое заявление о незаконных действиях «черных коллекторов», на которые и приходится основное количество жалоб. Вступивший в силу закон провел черту между легальными и нелегальными участниками рынка и запретил привлекать к взысканию тех, кто не имеет на это специальных оговоренных законом прав. Сегодня сам факт анонимности уже говорит о нарушении закона».
Он также отметил, что проект ОНФ «За права заемщиков» сделал много для того, чтобы ФЗ-230 был принят: «Часть норм, которые вошли в итоговый текст закона, мы обсуждали при подготовке концепции законопроекта с Минэкономразвития. Ведь то, что гражданин по каким-то причинам не может погасить взятые на себя долговые обязательства, находясь в трудной жизненной ситуации, не позволяет ущемлять его безусловных прав - на безопасность и неприкосновенность личной жизни».
Общероссийский народный фронт (ОНФ) – движение единомышленников, коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения Народного фронта работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ – повышение качества жизни граждан, контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств.
Тем временем почти 900 обращений поступило на горячую линию ОП РФ «Коллектор-контроль» за 2,5 месяца работы.
Треть обращений связана с тем, что кредит не погашается в связи с трудным финансовым положением. Также граждане жалуются, что кредит оформлен на коллег по работе или родственников, отношения с которыми не поддерживаются, и заявители не являются поручителями по кредиту, однако им все равно поступают звонки от коллекторов. Есть жалобы и на то, что кредит выплачивается в соответствии с договором (и с действующим законодательством), но звонки коллекторов все равно поступают. Более 50 человек пожаловались, что никогда не оформляли кредит, но им поступают звонки от коллекторов.
О ситуациях, когда кредит погашен, а звонки продолжаются, рассказали более 30 человек.
Почти в 20 обращениях сообщается об угрозах со стороны коллекторов.
Инициатор горячей линии, председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков подчеркнул: «Горячая линия работает уже более двух месяцев и, на мой взгляд, дает очень показательный срез по данной теме. Проблема остается, вступление в силу закона пока сильно на ситуации не сказалось, и не все он может отрегулировать. Чтобы эффективно защитить людей, необходимо обсуждать поправки в КоАП и, возможно, УК РФ. Зачастую проблемы не в законе, а в правоприменительной практике».
Цветков добавил, что 26 апреля в Общественной палате России состоится круглый стол с участием всех заинтересованных сторон, в ходе которого планируется подвести предварительные итоги правоприменительной практики, вступивших в силу с 1 января поправок в действующее законодательство, подвести итоги работы горячей линии и в целом обсудить данную проблематику в ее широком понимании.
Горячая линия ОП РФ «Коллектор-контроль» начала работать 25 января 2017 г. в связи с принятием закона о коллекторской деятельности. Цель горячей линии - выявить недочеты в правоприменительной практике закона.
|