Несколько дней назад FLB, напоминая желающим принять участие в массовом мероприятии об элементарной личной безопасности, предположило, что Алексей Навальный, подавший заявку на протест, готовит новую «Болотную», с перспективой уголовного преследования для рядовых участников. Очевидно, поняли это и в мэрии Москвы, дав официальный ответ Навальному. В документе столичного Департамента безопасности указаны именно те моменты, о которых организаторы, решившие провести не просто митинг, а массовое шествие по улицам Москвы, или вовсе не подумали, или заявка намеренно была составлена ими именно с расчётом на отказ в проведении акции. В ином случае, сам формат акции как и маршруты подходов граждан к месту её проведения были бы и продуманы, и скоординированы всеми заинтересованными сторонами более внятно.
Разбор ответа мэрии Москвы
Если внимательно и без эмоций прочесть письмо, направленное департаментом безопасности мэрии Москвы в адрес организаторов акции, то из него следует три простых вещи:
- организаторы, и прежде всего Алексей Навальный, не задумались о москвичах и гостях столицы;
- запрошенный формат акции нарушает права интересы граждан, которые не принимают участие в акции;
- организаторы не подумали, собственно, даже о тех гражданах, кто будет принимать участие, выбрав площадку (около гостиницы «Москва»), которая не вмещает в себя заявленное количество участников;
Кроме этих трёх моментов, важно обратить внимание, что организаторы, похоже, решили «размыть» свою ответственность за конкретное мероприятие. В письме также на это указано. Цитируем: «уполномоченные Вами выполнять распорядительные функции по проведению шествия и митинга Жданов И.Ю. и Замятин Е.М., в указанный день в то же время являются организаторами других публичных мероприятий и не могут в полном объеме обеспечить одновременно соблюдение условий проведения указанных мероприятий на площадках, расположенных на значительном расстоянии друг от друга». Конец цитаты.
Возникают простые вопросы: зачем организатор Навальный указал в заявке Жданова и Замятина, которые заняты в другом месте, на другой акции? И почему сами Жданов и Замятин согласились на такой вариант, прекрасно понимая, что быть распорядителями в нескольких местах одновременно они не смогут? Или у Навального дефицит кадров, готовых нести ответственность за приглашенных на акцию людей?
Прочёл и «дописал»
Сам Алексей Навальный, надо сказать, прочёл письмо мэрии весьма своеобразно. «Пишут, что наше требование «расследовать факты коррупции должностных лиц» нарушат права и интересы граждан» - «прочитал» он. Очень оригинально, даром что юрист. Юрист, который прекрасно знает, что в той же Конституции РФ, на которую так любят ссылаться те, кто не в состоянии ответственно подойти к организации массового мероприятия, записано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст.17.3). Проще говоря – хочешь выразить свою гражданскую позицию – выражай, не мешая другим, в правовом русле. Для этого требовалось всего ничего – подать внятную заявку, определить совместно с мэрией площадку, которая реально вместит заявленное число участников, с учётом возможного превышения численности. И, наконец, со стороны организаторов указать лиц, ответственных только за одну конкретную акцию. Ну и если так «горит», то и вопрос шествия можно было бы утрясти. Однако борьбу с коррупцией обсуждать «на ходу» вряд ли удобно. Тем более, что сторонники Навального постоянно сетуют на дорожные пробки, а тут внезапно решили стать их причиной, что несколько странно.
Впрочем, на все вопросы ответил сам Гапон-Навальный. Он объявил акцию «согласованной», хотя в мэрии заявили, что в проведении акции на данный момент отказано. Но он отважно заявил: «Конечно, я пойду, к чему и всех призываю». Алексей Анатольевич, как представляется, отважно решил «пролезть» через дыру в нормативах, прикрывшись решением Конституционного суда от 2013 года, по которому местные власти должны в установленный законом срок предложить, что называется, запасные варианты и площадки для проведения акции. Мэрия этого пока не сделала, однако Навальный не может не понимать, что согласовывать «автоматически согласованную» акцию всё равно придётся. И вот почему.
Нестыковка с реальной жизнью
«В данном случае имеет место коллизия, так как шествие по формальным основаниям можно считать согласованным, однако это не значит, что получится без последствий провести его без согласия мэрии, - объяснил «Профилю» председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов. «В итоге участники и организаторы шествия имеют достаточно шансов быть задержанными, так как акция, скорее всего, создаст препятствия для проезда и прохода людей. Однако реальных санкций такие задержания не повлекут. Возможно, мэрия в ближайшее время, во избежание конфликтных ситуаций, все же предложит другие варианты проведения акции» - отметил юрист.
Впрочем, адвокат осуждённого координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова Виолетта Волкова всё же предупреждает о том, что: «призывы Алексея Навального провести в Москве шествие 26 марта без согласования с мэрией может обернуться тяжёлыми последствиями для его сторонников». По мнению Волковой, «только суд может признать действия московской мэрии при согласовании публичного мероприятия обоснованными или необоснованными». В свою очередь юрист Елена Лукьянова подчёркивает, что недавние изменения в статус Конституционного суда позволяют обжаловать и действия городских администраций, если они противоречат решениям КС. Получается, что для корректировки выявленной коллизии всё равно надо идти судебно-правовым путем, а не призывать людей выходить на митинг, подставляя доверчивых навальнистов под возможные задержания. Тем более, что обнаруженную «дыру» в системе безопасности необходимо латать, ибо «автоматическое согласование» массовых акций однажды может обрушить на головы горожан толпу неуправляемых радикалов.
Читайте последние новости об Алексее Навальном и о борьбе с коррупцией в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|