Расследование FLB: Скандал вокруг еще не вышедшего на экраны России фильма Алексея Учителя «Матильда» дал основание вспомнить, какая она – Мали, и о чем рассказал знаменитый российский кинорежиссер
На фото Матильда Кшесинская и в роли балерины в фильме Алексея Учителя "Матильда" - польская актриса Михалина Ольшанска
Наверное, то, что происходит вокруг фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» - самая лучшая реклама. Скандал, разыгравшийся более чем за полгода до официального показа фильма, наверняка привлечет к произведению даже самого ленивого. Тем более что и сама тема фильма – любовь, которая всегда приковывала внимание. Какой бы она ни была. А если она связана с именем исторического лица, да еще в эпоху перемен, то скандал обеспечен. Всегда!
Давайте сначала. Здесь поговорим о самом фильме и исторической основе сюжета.
«Матильда» российского режиссера Алексея Учителя – историческая мелодрама. Но фильм отнюдь не экранизированная биография, главная героиня которого - звезда мирового уровня, российская балерина польского происхождения Матильда Кшесинская.
Фильм Алексея Учителя – об истории любви, которая происходила в реальности, но как любой художник, режиссер рассказывает в фильме о том, о чем хочет рассказать. А посему история – только основа сценария.
Матильда Кшесинская
Мария Феликсовна Кшесинская, или, если уж быть более точными, Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская – в конце XIX-начале XX века была артисткой балета, педагогом, прима-балериной Мариинского театра. За свой талант получила звание заслуженной артистки Его Величества Императорских театров. Хотя талант и красота нравились далеко не всем. Говорят, что если бы ни Николай II , может быть ее талант и не нашел бы такого признания, и Матильда не стала бы той, которой стала.
В истории России Матильда Кшесинская прославилась своими связями с августейшими особами, поскольку была фавориткой будущего императора Николая II (в 1892-94 годах), была женой великого князя Андрея Романова.
Молоденькую Матильду цесаревич Николай впервые увидел на ее выпускном экзамене в Императорском театральном училище. Нежно-голубой костюм с ландышами, тонкая талия… Это было 23 марта 1890 года. Именно тогда Николай отметил «выразительный танец, исполненный лукавого кокетства».
После Кшесинскую представили будущему царю, который произнес судьбоносные в ее жизни слова: «Будьте украшением и славою нашего балета».
А потом был обед, где Александр III как будто нарочно посадил Николая и Матильду рядом. Через два года начался один из самых знаменитых романов в истории России.
«Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника, - писала позже в своих дневниках Кшесинская. – Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече: в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета». Правда, сам цесаревич Николай относился к Кшесинской по-своему: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…»
Но в 1894 году, как известно, состоялась помолвка Николая II с немецкой принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской, которая стала женой императора Александрой Федоровной.
Император целиком и полностью погружается в семью и государственные дела. Роман с Матильдой Кшесинской разорван. Легенда гласит, что в знак любви Николай построил балерине дворец, вошедший в историю как «Особняк Кшесинской» и ставший в начале XX века Меккой для художественной интеллигенции Санкт-Петербурга вплоть до 1917 года, когда балерина вместе с сыном Владимиром в спешке покидает особняк.
Особняк построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» по проекту архитектора А. И. фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров участвовал архитектор А. И. Дмитриев.
Дом был возведён практически на берегу Невы, откуда открывалась живописная перспектива: Сенат, Зимний дворец, Академия наук. Только очень важная персона могла себе позволить такое великолепие.
После событий октября 1917 года особняк Кшесинской заняли большевики, ее наряды перекочевали в гардеробы революционных дам вроде Коллонтай, и гордая Кшесинская подала в суд с требованием вернуть ей имущество. В этом ее поддержал Александр Керенский. Как ни удивительно, но суд она выиграла. Правда, газетчики уже не проявляли к приме прежнего уважения и печатали разоблачительные статьи: ведь где-то нужно было брать сенсации.
Тут хотелось бы остановиться на некоторых пикантных подробностях из жизни Матильды. Отметим, что многие балерины традиционно были любовницами Романовых. Однако, когда все стало заходить далеко, и Александр III, боясь непредсказуемых последствий, предложил Матильде много денег, чтобы она оставила его сына в покое, Мали, в чьи планы это не входило, разыграла перед императором душещипательную сцену с рыданиями и заламыванием рук, мол, Ники лишил ее невинности и теперь – о ужас! – она опозорена навеки! Александр III в итоге предпочел оставить влюбленных в покое.
Правды ради, Матильда не была уж так невинна. Одна познала радости плотской любви еще в 14 лет и не лила по этому поводу слез. В 14-й день рождения Мали в их дом был приглашен бывший тогда в России шотландский танцор Мастерсон. Он приехал с невестой, дочерью британского дипломата. После того, как все встали из-за стола, Матильда тихонько увела Мастерсона из столовой. Когда прошло около получаса, гости заволновались и пошли искать пропавшую парочку. В итоге Матильду и Мастерсона нашли в недвусмысленном положении, после чего ни о какой помолвке не могло быть и речи, невеста бросила шотландца. Матильда тоже потеряла интерес к нему, после чего он застрелился.
Кстати, специально для коронации Николая II был поставлен новый балет Дриго «Жемчужина», в который Матильду Кшесинскую не пригласили, поскольку являться молодой жене императора сочли неприличным. Вскоре дирекция поняла, что не на ту напала. Матильда побежала жаловаться во дворец, великому князю Владимиру Александровичу, после чего руководство Мариинского театра имело бледный вид, а специально для Матильды в спектакле была написана партия, которую ставил Мариус Петипа. Матильде такой выход из сложных ситуаций понравился, и она им пользовалась регулярно. Да и в целом тогда ходили постоянные слухи о невыносимом и мстительном характере балерины.
Также существует легенда, что Владимир – сын Николая II, появившийся на свет через год после встречи 18-летнего Николая и 14-летней Матильды. К слову – не единственный ребенок от Николая II. Отсюда и огромное количество интриг вокруг ее персоны…
Так, «Комсомольская правда» рассказала о дочери Кшесинской и о том, где, когда и при каких обстоятельствах она появилась, и о том, как тайно в Царском Селе произошло венчание Николая II и Матильды Кшесинской.
«Матильда» Учителя
Новый проект именитого режиссера не носит биографический характер, хотя история взята из жизни и происходила в реальности. Матильда Кшесинская звезда русского балета блистала на многих сценах мира, пишет в анонсе «Кинопоиск». В числе её любовников был царь Николай Александрович, также великие русские князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович.
И в своей картине по сценарию Александра Терехова режиссер Алексей Учитель решил рассказать об истории любви знаменитой балерины и российского императора. Можно спорить, была или не была между ними любовь, и какого свойства был роман, но их отношения стали легендой, которая могла изменить историю России.
В фильме задействованы иностранные актеры. Например, роль Николая II исполняет немецкий актер Ларс Айдингер, в роли Матильды - польская актриса Михалина Ольшанска, супругу Александру Фёдоровну сыграла Луиза Вольфрам. Имя исполнительницы главной роли Матильды долгое время держали в тайне, В итоге стало известно, что балерину сыграет польская актриса Михалина Ольшанска, хотя из некоторых официальных источников стало известно, что роль балерины могла сыграть балерина - звезда Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнева.
Первый трейлер фильма «Матильда»
Второй трейлер фильма «Матильда»
Картина выйдет в прокат осенью 2017 года, сейчас проходит завершающий этап ее монтажа. Но уже по первому видеоанонсу видны качество съемок, хорошая игра актеров. Вероятно, полагают искусствоведы, это будет одна из лучших картин режиссера Алексея Учителя.
На фото кадр из фильма «Матильда»
Не удивительно, что в итоге скандала начала 20 века разгорелся скандал спустя сто лет, в начале 21 века. Сама ли Кшесинская , любовь или история романтических отношений императора к балерине так или иначе не дают покоя по сей день. Но об этом в следующем расследовании FLB.ru