Совет безопасности РФ опубликовал проект «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» на 2017-2030 годы для публичного обсуждения, которое продлится до 25 декабря, после чего документ будет рассмотрен Советом безопасности и президентом РФ.
Агентство федеральных расследований FLB.ru публикует основные положения «Проекта».
Как говорится документе, Стратегия является основой для определения целей, задач и мер внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий для развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, определённых Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Россия в современном информационном обществе
В этом разделе речь идет об основных тенденциях развития России в эпоху информационного общества.
В частности, напоминается, что на международном уровне приняты: • Окинавская хартия глобального информационного общества , • Декларация принципов построения информационного общества , • План действий Тунисского обязательства .
В соответствии с принятыми международными обязательствами в 2008 году утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации , которая положила начало для интенсивного использования гражданами, бизнесом и органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий.
Также говорится, что аудитория российского сегмента Интернета в 2016 году составила более 80 миллионов человек, и что в России создана система оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, к которой подключились уже более 34 миллионов россиян.
С 2014 года осуществляется подключение российских населенных пунктов численностью от 250 до 500 человек к Интернету. В результате такой работы 5 миллионов россиян, проживающих почти в 14 тысячах малонаселённых пунктах, получат доступ к сети Интернет. Реализация услуг и товаров россиянам в сети Интернет в 2015 году достигла эквивалента в 2,3 процента от валового внутреннего продукта. Объем платежей российских граждан через сеть Интернет в 2015 году составил 475 миллиардов рублей, что почти на треть больше, чем в 2014 году.
При этом отмечается, что повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической инфраструктуры страны, усложняет решение задач обеспечения защиты граждан и информационной независимости государства. С использованием сети Интернет всё чаще совершаются компьютерные атаки на государственные и частные информационные ресурсы, на объекты критической инфраструктуры Российской Федерации.
Авторы проекта отмечают, что существующие в мире темпы развития технологий, создания, обработки и распространения информации значительно превысили возможности человека по разумному и осознанному освоению и применению знаний. Смещение фокуса восприятия окружающего мира, особенно в сети Интернет, с научной, образовательной и культурной информации на развлекательно-справочную сформировало новую модель восприятия, так называемое «клиповое мышление», характерной особенностью которого является поверхностное, безоценочное восприятие информации без её изучения. Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения, формирует навязанные модели поведения, что даёт преимущество в достижении экономических и политических целей тем компаниям и государствам, которые владеют технологиями и средствами распространения информации.
Также авторы пишут, что при этом отсутствуют международные правозащитные механизмы информационного пространства. В различных государствах их придумывают по-своему и «на ходу». Поэтому одной из главных целей Стратегии является «стремление к получению и распространению обществом и государством качественной, достоверной и безопасной информации».
Приоритетный сценарий развития информационного общества в России
В этом разделе речь идет о том, что в приоритете государства – создание благоприятных условий для развития применения информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности россиян, начиная с потребностей детей и заканчивая потребностями госбезопасности страны. Отмечается, что полностью сформирована цифровая экономика.
Цели и стратегические национальные приоритеты России в новом этапе развития информационного общества
На новом этапе развития общества, полагают авторы проекта, главное – стремление к получению достоверных и безопасных знаний. То есть в стране должно быть сформировано «общество знаний».
Под знаниями в настоящей Стратегии понимается сформированная обществом и доступная гражданам достоверная система представлений и понятий, основанная на проверенных практикой объективных результатах познания действительности, осмысленных человеком.
Отсюда главными целями формирования общества знаний являются: • Повышение эффективности госуправления • Развитие экономики и социальной сферы • Свободное и безопасное взаимодействие между гражданами и органами власти • Широкие возможности для развития частного бизнеса.
Базовыми принципами при этом остаются: • соблюдение прав и свобод человека по доступу к информации; • обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией; • сохранение традиционных и привычных людям (альтернативных цифровым) форм получения услуг и товаров; • приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на этих ценностях социальных норм при использовании информационных и коммуникационных технологий; • обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации в отношении граждан; • обеспечение государственной защиты российских граждан в информационном пространстве.
Формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях
Речь в разделе идет о том, что пространство будет реализовываться за счет популяризации информационных ресурсов, распространяющих российские ценности, для чего будет создана Национальная электронная библиотека.
При продолжающейся поддержке печатных СМИ, библиотек и телевидения, государство будет обеспечивать механизмы законодательного регулирования всех электронных СМИ, сайтов, новостных агрегаторов и мессенджеров. Также будет создаваться безопасная информационная среда для детей, развиваться информационная научная и образовательная база, поддерживаться русский язык в Интернете.
Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации, считают авторы проекта, является обеспечение свободного доступа к знаниям на всех этапах создания и распространения знаний, в интересах граждан, организаций, органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
Также поясняется, на каких уровнях будет обеспечиваться «недопущение подмены, искажения, блокирования, удаления, снятия и иных манипуляций с информацией развитие информационной инфраструктуры Российской Федерации»: • на уровне программного обеспечения и сервисов, предоставляемых через сеть Интернет; • на уровне информационных систем и центров обработки данных граждан и организаций; • на уровне сетей связи.
А для этого будут использоваться российские криптоалгоритмы и средства шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями. Также будет замешаться импортное оборудование и программное обеспечение , обеспечиваться комплексная защита информационной инфраструктуры Российской Федерации от угроз информационной безопасности, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической инфраструктуры страны, и проводится непрерывный мониторинг и анализ угроз , возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий, для своевременного реагирования на них. Все это в условиях единства сетей электросвязи Российской Федерации.
Также в Проекте речь идет о мероприятиях по защите данных в РФ, в частности: • будет совершенствоваться нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасной обработки информации, • будет обеспечивиться баланс между внедрением своевременных технологий обработки информации и защитой законных прав граждан, включая личную и семейную тайны; • будут упорядочиваться алгоритмы обработки данных и доступа к таким данным третьих лиц.
Государство оставляет за собой право законодательно управлять инфраструктурой российского сегмента сети Интернет.
На международном уровне в приоритете: • суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальных сегментах сети, • осуществлять противодействие использованию сети Интернет в военных целях, развивать гуманитарное значение сети Интернет.
Создание отечественных информационных и коммуникационных технологий Этот раздел посвящен вопросам направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий, где на первом месте: • создание сетей связи нового поколения; • обработка больших объёмов данных; • развитие искусственного интеллекта; • «облачные» и «туманные» вычисления; • «интернет вещей» и «индустриальный интернет»; • робототехника и биотехнологии; • радиотехника и электронная компонентная база; • информационная безопасность.
Также речь идет о том, что ключевыми направлениями по повышению конкурентоспособности российской отрасли информационных и коммуникационных технологий являются: • развитие науки, технологий, техники; • подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий; • обеспечение трансфера иностранных технологий и применение лучших практик; • стимулирование создания отечественных компаний, развивающих весь спектр сервисов цифровой экономики и способных лидировать на внутреннем и внешнем рынках (экосистемы цифровой экономики), в том числе на финансовом рынке; • внедрение отечественных информационных технологий, формирование представления о внедрении инноваций как естественном пути технологического развития; • сотрудничество российских компаний отрасли информационных и коммуникационных технологий и их зарубежных партнёров на паритетных началах.
Одной из ключевых задач является создание условий для технологического преимущества бизнес-моделей отечественных компаний в глобальной цифровой экономике.
Создание новой технологической основы в экономике и социальной сфере
Речь о том, что чтобы применить отечественные технологии, необходимо: • реализовать проекты, повышающие доступность качественных и удобных медицинских услуг и товаров в области здравоохранения; • создать различные платформы дистанционного обучения, улучшающие доступность качественных образовательных услуг; • развить механизмы предоставления финансовых услуг в электронном виде с обеспечением должного уровня информационной безопасности; • создать условия для роста числа граждан, занятых удалённо, в том числе путём налоговых льгот; • применить в органах государственной власти новые технологии, обеспечивающие повышение качества государственного управления; • совершенствовать механизмы электронной демократии; • предоставить возможности проведения опросов и переписи населения с использованием информационных и коммуникационных технологий; • создать системы управления и мониторинга в экономике и иных сферах, основанных на информационных и коммуникационных технологиях.
Отмечается, что именно информационные технологии должны стать основой для развития экономики и взаимодействия государства с бизнесом. Речь идет об электронном взаимодействии с бизнесом всех уровней, о достоверных данных, о возможностях электронного правительства, в частности, документооборота, о повышении доверия бизнесменов к электронным коммерческим отношениям, и, безусловно, о удаленном доступе к банковским услугам.
Реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики Здесь речь о том, что надо формировать новые рынки, основанные на информационных технологиях, расширять электронную продажу товаров и услуг, повышать конкурентоспособность российских производителей с помощью электронных продаж, защищать россиян от контрафактной продукции. При этом законодательно защищать конкуренцию, а иностранных производителей приучать к исполнению российских законов в сфере электронного бизнеса.
Особое внимание в Проекте уделено безопасности платежных систем, среди основных мер по реализации которой особо интересны следующие: • Товары и услуги из-за рубежа должны проходить сертифицирование • Должна обеспечиваться интеграция в единое пространство цифровой экономики ЕврАзЭС • Иностранным компаниям, не соблюдающим российское законодательство в сфере торговли товарами и услугами с помощью сети Интернет, ограничивать или блокировать доступ к ресурсам • Проводить протекционистскую политику по отношению к российскому бизнесу и защищать права российских потребителей при дистанционном оказании услуг.
Комплекс показателей реализации Стратегии и этапы реализации Стратегии
Здесь речь о том, что постоянно необходимо мониторить все показатели развития электронной экономики, развивать информационное общество в РФ, а также принимать законы, направленные на реализацию Стратегии.
Управление реализацией, источники и механизмы ресурсного обеспечения. Задачи, функции и порядок взаимодействия государственных органов власти, иных государственных органов и организаций при реализации Стратегии Этот раздел посвящен системе государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в реализации настоящей Стратегии, куда входят: • Администрация Президента Российской Федерации; • Правительство Российской Федерации; • аппарат Совета Безопасности Российской Федерации; • федеральные органы исполнительной власти; • государственные внебюджетные фонды; • Центральный Банк Российской Федерации; • российские фонды и институты развития (согласно плану основных мероприятий настоящей Стратегии); • российские государственные корпорации, компании с государственным участием и частные компании (согласно плану основных мероприятий настоящей Стратегии); • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • органы местного самоуправления.
Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов и внебюджетные средства институтов развития, компаний с государственным участием, государственных корпораций.
Читайте последние новости о развитии России в современных условиях в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|