Расследование FLB: Сегодняшняя Европа демонстрирует ультраправые тенденции на высших уровнях политической власти. Кто они, евроскептики, радикалы и крайне правые популисты, которые оказывают большое влияние на выборы в Австрии, Швеции, Англии, Германии и Италии
Напомним, что понятия “радикализм”, “радикальный” и т.п. достаточно широко распространены в политическом обиходе, научной литературе и публицистике. Но, подобно либерализму и консерватизму, радикализм как общественно-политическое явление далеко не однозначен и многовариантен в употреблении. Термин “радикализм” (от лат. radix — корень), обозначающий стремление к решительным методам и действиям в политике, к коренным преобразованиям исторически возник в Англии в конце XVIII века, в эпоху промышленной революции. Затем радикализм быстро распространился в Европе как широкое политическое, философское, религиозное, и культурное течение. В современной исследовательской и справочной литературе наиболее распространенным является подход, трактующий политический радикализм как теорию и политическую практику, состоящие в отстаивании и применении решительных мер, которые направлены на осуществление коренных социальных преобразований. Консерватор или либерал-реформатор в своей деятельности нацелены на защиту или совершенствование существующей политической системы. Но что касается радикала, стремящегося к осуществлению коренных общественных изменений, то он ориентирован на действия за пределами системы. То есть, общественно-политический идеал радикала несовместим с тем обществом, в котором он живет.
На недавних президентских выборах в Австрии ультраправая Партия Свободы заняла первое место, получив 36% голосов, а во втором раунде её кандидат Норберт Хофер был побеждён бывшим лидером Партии Зелёных Александером Ван дер Белленом. В Финляндии, Польше и Венгрии правые экстремисты давно входят в правительство, а в Голландии и Франции они считаются ведущими политическими силами.
Среди других стран, в которых ультраправые оказывают большое влияние на выборы, можно назвать Данию, Швейцарию, Англию и Италию. Не менее тревожные тенденции, с примесью аромата трагикомедии, доносятся к нам с той стороны Атлантики. Конечно, проблемы давно вышли за пределы избирательной политики. В основе западных обществ лежит жёсткая борьба между крайне правыми и радикальными левыми социальными движениями. В этом смысле становится ясно, что возрождение ультраправых партий диалектически связано с неолиберальным проектом правящей европейской элиты.
Газета The Independent приводит список европейских «радикальных правых и центристов», которые надеются взять власть на грядущих выборах.
1. Норберт Хофер , лидер "Партии свободы" (Австрия). "Он рекомендовал гражданам в качестве логичной реакции на кризис с беженцами обзавестись огнестрельным оружием", - пишет издание.
4 декабря на повторных президентских выборах Хофер будет соперничать с Александром Ван дер Белленом, бывшим членом "Партии зеленых". В июле Ван дер Беллен победил, опередив Хофера менее чем на 0,5%. "Партия свободы" оспорила результаты.
В первые годы существования партии основной её состав был представлен бывшими офицерами Вермахта и членами НСДАП. В послевоенной Австрии стало ясно, что значительная часть населения республики прямо или косвенно поддерживала национал-социалистическую политику. Около полутора миллионов австрийцев служили в вермахте, ещё 700 тысяч были членами НСДАП. В процессе денацификации большая часть бывших нацистов подверглась судебному преследованию. Наказанием для них стало отлучение от политической жизни Австрии, недопущение к членству в двух крупнейших на тот момент партиях — СПА и АНП. Однако уже в конце 40-х годов социалисты решили способствовать созданию для бывших членов Вермахта и НСДАП собственной партии — «Союза Независимых» (предшественник АПС). Цель была вполне прагматична — формирование партнёра по коалиции в среде мелких и средних предпринимателей Австрии.
В 1955 году «Союз Независимых» преобразовался в АПС. Её лидерами по-прежнему были отставные офицеры вермахта. Идеология новой партии во многом соответствовала концепциям «мягкого» варианта национал-социализма.
2. Марин Ле Пен , лидер правоконсервативного националистического по своей сути Национального Фронта (Франция).
В интервью BBC она заявила, что в результате выборов, которые состоятся в мае будущего года, станет президентом Франции. По ее словам, это будет третий этап "глобальной революции" (первыми двумя стали "Брекзит" и избрание Трампа).
Ле Пен обещает, что Франция выйдет из НАТО.
3. Геерт Вилдерс (Нидерланды) восславил победу Трампа, назвав ее началом "патриотической весны". Его националистическая "Партия свободы" лидирует в соцопросах накануне парламентских выборов, которые состоятся в марте будущего года. Партия придерживается либеральных взглядов на экономические вопросы и занимает жёсткую позицию в отношении иммиграции и связанных с ней социальных и культурных процессов.
Вилдерс "навлек на себя упреки в разных странах за то, что сравнил Коран с "Майн кампф" и провел кампанию за его запрет. Сейчас его судят за разжигание ненависти к голландцам марокканского происхождения", - говорится в статье.
4. Фрауке Петри , председатель "Альтернативы для Германии" (АдГ). "Эта популистская, выступающая против ЕС партия, основанная в 2013 году, - возможно, самая значимая с 30-х годов ХХ века сила правого толка в Германии", - говорится в статье.
Петри сравнила мультикультурализм с "компостной ямой" и заявила, что пограничники должны "при необходимости применять огнестрельное оружие", когда они имеют дело с беженцами.
АдГ укрепила свои позиции на региональных выборах и делает ставку на парламентские выборы в сентябре будущего года.
Возникшая как партия евроскептиков, она уже набрала 13% голосов, став третьей по популярности партией в Германии. В данный момент АдГ воспринимается в немецком обществе, прежде всего, как ярко выраженная антиисламская партия. Судя по заявлениям ее лидеров, в условиях миграционного кризиса в Европе они видят свою главную задачу именно в противостоянии исламу.
5. Йимми Окессон , председатель партии "Шведские демократы". Его партия в 2014 году заняла третье место на парламентских выборах, получив 29 мандатов.
"Окессон ратует за международную кампанию, которая остерегала бы беженцев от приезда в Швецию, и не хочет, чтобы его страна была полноценным членом ЕС", - говорится в статье.
Будучи правоконсервативной, «Шведские демократы» выступают за ограничение неевропейского населения в Швеции.
6. Миллиардер Андрей Бабич , министр финансов Чехии, прозванный "чешским Трампом".
В 2011 году он создал антикоррупционное протестное движение ANO , которое в 2012 году сделалось официальной партией. В целом, партия не придерживается никакой конкретной идеологии, но использует общественное недовольство серией политических скандалов в Чехии.
"В сентябре Бабич был вынужден извиняться за то, что отрицал существование концлагеря для цыган во время Второй мировой войны", - пишет издание.
Судя по соцопросам, в октябре будущего года ANO займет первое место на парламентских выборах.
7. Беппе Грилло , телевизионный комик, основавший в 2009 году в Италии популистское "Движение пяти звезд".
"Сторонники этого движения, которое стоит на позициях евроскептицизма и защиты окружающей среды, заявляют, что оно не вписывается в традиционные концепции левых или правых партий", - цитирует автора статьи InoPressa .