К Рождеству в Европу могут вернуться от трех до пяти тысячи боевиков-европейцев, воюющих в Сирии. Такие опасения озвучил в воскресенье, 13 ноября, глава МВД Бельгии Ян Ямбон. «На позиции «Исламского государства» (запрещена в России и ряде государств. – FLB.ru) в Ракке и Мосуле наступают. Бельгийские бойцы могут остаться, чтобы помочь защитить ИГ, или же, — и нам нужно относиться к этому очень внимательно, — „Исламское государство“ отправит этих бойцов назад. Не только 200 бельгийцев, но и от трех до пяти тысяч европейцев, которые там находятся», — сказал Ямбон в интервью телерадиокомпании RTBF . По его словам, уже вернулись 117 бельгийцев, воевавших в рядах террористов. «Половина из них в тюрьме, другие находятся под наблюдением», — отметил Ямбон.
Понятно, пишет журналист «Свободной Прессы» Андрей Полунин, что боевики возвращаются не за тем, чтобы встретить христианский праздник в кругу семьи. Это видно на примере группы из уроженцев Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, которую задержали сотрудники ФСБ в Москве и Санкт-Петербурге в минувшие выходные. Члены петербургского отделения хранили у себя дома арсенал из нескольких автоматов Калашникова и пистолетов, взрывчатку. По данным СМИ, они придерживались идеологии «Исламского государства», и планировали взорвать в Питере два крупных торговых центра — «Галерею» на Лиговском проспекте и «Академпарк» на проспекте Науки. А потом открыть огонь из автоматов, как это было в Париже год назад. Примечательно, что члены группы не имели боевого опыта, а попали под влияние фанатика-таджика, убеждавшего их, что «лучше погибнуть на джихаде в Сирии, чем сгнить в тюрьме у себя на родине».
Угроза Европе более серьезная, поскольку вернутся из Сирии не дилетанты, а люди обстрелянные и привычные к убийствам, если не сказать «отмороженные». И хотя Ян Ямбон уверяет, что ситуация под контролем, и «все службы безопасности следят за этим и обмениваются информацией», удар со стороны боевиков может последовать ощутимый, считает автор публикации.
Достаточно напомнить, что вскоре после терактов в Париже 13 ноября 2015 года , премьер Бельгии Шарль Мишель заявлял об угрозе крупного теракта в Брюсселе. Уровень опасности в стране был повышен до «неотвратимого», а спецслужбы и силовые структуры приведены в состояние повышенной готовности. Однако терактов это не предотвратило. 22 марта 2016 года в зале вылета брюссельского аэропорта прогремели два взрыва, совершенные террористами-смертниками. Третий произошел в поезде метрополитена, следовавшем под Европейским кварталом города. В результате атак несколько десятков человек погибло, около 200 получили ранения. Ответственность взяло на себя «Исламское государство».
Заметим, после трагедии тот же Ян Ямбон и министр юстиции Кун Генс подали прошения об отставке, но премьер этих отставок не принял.
Сумеет ли Европа предотвратить теракты на этот раз, куда конкретно могут ударить боевики?
— Угроза падения Мосула и Ракки просто вынуждает боевиков ИГ «растворяться», — отмечает вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов. — Логично, что они поедут в места своего локального пребывания: бельгийцы в Бельгию, французы во Францию. Маловероятно, что они отправятся в третьи страны, но даже в этом случае большая часть боевиков вернется в государства, откуда они уехали воевать.
И следует понимать: большая часть этих людей, инфицированных идеологией радикального исламизма, продолжит борьбу — в том числе, на территории европейских государств.
Для ЕС это серьезный вызов. Если в Европу действительно вернутся 3−5 тысяч боевиков, европейским службам безопасности, я считаю, не удастся их всех отследить и держать под контролем. Какая-то часть радикалов — и немалая — останется вне поля зрения силовых структур.
Я считаю, Европе действительно стоит ждать очередного всплеска террористической активности. Впрочем, это касается и России. Под знаменами «Исламского государства», напомню, воюют несколько тысяч выходцев из РФ и стран СНГ. Пример террористический группы, нейтрализованной сотрудниками ФСБ в минувшие выходные, говорит о том, что террористические акции в России готовятся. И что с уничтожением ИГ на территории Ирака и Сирии подрывная деятельность радикалов не прекратится.
На вопрос журналиста о том, какие страны более уязвимы, подполковник Алексей Филатов ответил: «На мой взгляд, это Бельгия, Франция и Голландия. Там самое большое количество мигрантов, а общество наименее дисциплинировано. Кроме того, в этих странах имеются гетто, заселенные мигрантами, на территории которых законы государства не вполне действуют. Все перечисленное упрощает боевикам организацию терактов.
А вот в Германии, благодаря особенностям немецкого менталитета, организовать теракт намного сложнее. То же самое относится к Великобритании».
Чуть ранее на эту тему на FLB: В Москве и Петербурге террористы планировали «парижский сценарий» Теракт в Ницце. Истоки трагедии
Читайте последние новости о террористической деятельности запрещенной в России и ряде государств мира ИГИЛ в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|