Название «Платон» расшифровывается – «плати за тонну». И казалось бы плата эта немаленькая. На сегодняшний день она составляет 3 рубля 73 копейки за километр. Таким образом дальнобойщик, которому предстоит совершить небольшой рейс из Белгорода в Москву, а протяжённость этого пути составляет всего 670 километров, вынужден заплатить за дорогу только «туда» 2499 рублей. Если вес его грузовика составляет 1350 килограмм, то разрешённого груза он может взять 15 тонн. Допустим, это будут тушки бройлеров со знаменитых белгородских птицефабрик. Таким образом, в пересчёте на килограмм груза, для справедливости скажем, по весу брутто, наценка составит всего 16 копеек. Насколько это мизерная экономическая нагрузка на конечного потребителя любой желающий может убедиться пройдя по окрестным супермаркетам, в которых куриная тушка от одного и того же потребителя может розниться в цене на десять, пятнадцать и даже двадцать рублей.
Так чем же тогда было вызвано недовольство части водителей-дальнобойщиков и предпринимателей перевозчиков?
ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕТЕНЗИИ
«К «Платону» было немало претензий, в том числе и обоснованных, - пояснил FLB известный эксперт, руководитель автомобильного радио «Страна» Игорь Моржаретто. - Но эти претензии носили чисто технический характер. Когда «Платон» вводили, было очень много сбоев в системе. Очень сложно было получить треккеры, были очереди, были проблемы с регистрацией, с начислением денег, не тех, и не тогда. Ну, в общем, как обычно. У нас никогда не бывает такого, чтобы систему запустили, и она бы работала идеально. Естественно, это вызвало шквал жалоб. И появилась она в неудачный момент. Появись она четыре года назад, наверное, с ней бы как-то проще бы смирились. Но «Платон» появился в условиях тяжелейшего экономического кризиса, который в первую очередь ударил не по «крупнякам», а по средним каким-то компаниям. Перевозческие компании к числу средних, как раз и относятся. Время ввода было неудачно выбрано. Но, поскольку систему готовили давно, то никто не рассчитывал, когда её начали готовить, что произойдёт этот кризис. Что и стало причиной ряда протестных акций в прошлом году. То есть по сути претензий к «Платону» было две, первая, то, что он некорректно работал первое время, и вторая, что он появился в период тяжёлой экономической ситуации в стране», - считает Игорь Моржаретто.
С подачи некоторых общественников, решивших прокатиться на волне «защиты прав дальнобойщиков», система «Платон» обросла самыми невероятными мифами. Один из них упорно распространяется в «Википедии». Статья в Википедии о «Платоне» сообщает недостоверные сведения: «По информации министра транспорта РФ, в 2016 году система принесёт в госбюджет около 20 млрд. руб. Согласно представителю оператора, почти весь платёж уйдёт на обслуживание системы и кредита, ожидаемая прибыль – 5%». То есть по этим «энциклопедическим» расчётам - от 20 млрд. рублей бюджету нашего государства в 2016 году якобы достанется всего 1 млрд. рублей.
Однако, официальный сайт Росавтодора сообщает, что на ремонт автодорожного покрытия с системы «Платон» в этом году уже потрачено 10,8 млрд. рублей, в 11 раз больше, чем пророчила «Википедия». На эти средства отремонтировано 1000 километров дорог в 37 городах и субъектах Федерации. Так что польза от «Платона», что называется, налицо.
Если вдаваться в конкретные цифры, то здесь очень показателен пример Петрозаводска, в котором из 230 улиц, чьё дорожное покрытие находилось в критическом состоянии, треть отремонтирована на средства системы «Платон». А руководитель Росавтодора Роман Старовойтов заявил, что с учётом прогнозных поступлений сборов системы «Платон» из государственного бюджета были направлены ещё 12 млрд. рублей на строительство, реконструкцию и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений в 19 субъектах федерации. Речь идёт о 31 строительном объекте, среди которых, мосты и путепроводы.
«Есть мировая практика, системы подобные «Платону» установлены на большинстве европейских дорог, - сказал FLB Игорь Моржаретто. - И мы можем говорить сколько угодно, вот в Германии дороги бесплатные… В Германии дороги бесплатные пока для легковых автомобилей. Хотя они с 2020-ого года хотят ввести плату за проезд и для легковых. В Германии давным-давно дороги платные для автомобилей грузовых. Причём там очень жёсткие правила, серьёзные штрафы. Собственно мы и взяли за образец немецкую систему. И такие правила существуют во всём развитом мире, когда с грузовых автомобилей, которые оказывают нагрузку на дорогу в кратном размере большую, чем легковые машины, взимается плата за проезд».
ВЫГОДЫ VS УБЫТКИ
Если сравнить выгоды и убытки, которые «Платон» принёс как автоперевозчикам, владельцам груза, так остальному населению страны, включая автомобилистов, ездящих по дорогам России на легковых автомобилях, получается интересная картина.
Автоперевозчики от введения в эксплуатацию «Платона» получили следующие выгоды:
а) Прямой учёт транспортного налога в услуге по перевозке;
б) Раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах движения ТС;
в) Предоставление вычета из транспортного налога на сумму платы в Система взимания платы (СВП) «Платон»;
г) Улучшение дорожной инфраструктуры;
д) Сокращение износа ТС за счёт улучшения качества дорог;
е) Повышение безопасности на дорогах за счёт использования информации СВП Платон при расследовании происшествий и противоправных действий;
ж) Обеспечение внимания государства к сфере грузоперевозок в формате прямого диалога по теме СВП «Платон»
з) Потенциал развития дополнительных услуг на основании информации в СВП Платон (например, «умное» страхование КАСКО и др.).
Убытки автоперевозчиков:
а) Затраты на плату в счёт возмещения вреда, превышающие сумму транспортного налога, которые также перекладываются в стоимость конечного продукта. (Но, как мы уже упоминали, эти затраты незначительны)
Выгоды владельцев грузов:
а) Раскрытие детальной информации о планируемых и фактических маршрутах перевозки груза (включая время и место нахождения ТС);
б) Подтверждения благонадёжности грузоперевозчиков, использующих СВП «Платон»;
г) Сокращение времени доставки и рисков утраты грузов за счет повышения качества автомобильных дорог.
Убытки владельцев грузов:
а) Повышение стоимости перевозки груза, менее чем на 5%, (при расчёте стоимости грузоперевозки в 35 рублей за километр).
Выгоды для населения:
а) Улучшение дорожной инфраструктуры;
б) Сокращение износа ТС за счёт улучшения качества дорог;
в) Повышение пропускной способности автомобильных дорог за счёт переориентации грузов на другие вида транспорта и более рационального использования порожних транспортных средств;
г) Снижение доли контрафактной продукции, в том числе спиртосодержащих продуктов.
«Народные» убытки:
а) Незначительное повышение стоимости конечных продуктов за счёт затрат грузоперевозчиков.
Этот момент мы разбирали в самом начале статьи, и очевидно, что это удорожание мизерно по сравнению, как с ценой самого товара, так и с наценками, которые делают торговые сети, а следовательно, совершенно незначительно для конечного покупателя. В остальном же всё наглядно и очевидно, и в дополнительных комментариях не нуждается.
"БЕШЕННЫЕ" ФУРЫ УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ
«Понятно желание каждого конкретного Петра, или Ивана, заработать денег, - разъясняет эксперт Игорь Моржаретто. - Загрузился побольше и погнал подальше. Но бизнес перевозок всё более и более регламентируется, введены тахографы, устройства, не позволяющие водителям ездить больше положенного времени и расстояния. Их пытаются обойти и обходят, но это должно пресекаться. Самые страшные аварии на дорогах, это когда водитель фуры или автобуса заснул за рулём. И желание заработать лишнюю копейку не должно обеспечиваться ценой такого чудовищного риска. Нормы и законы надо соблюдать. Этот вопрос просто необсуждаем. Это данность…»
Вряд ли кто-нибудь из нас хочет вернуться во времена, когда по дорогам на всех парах неслись перегруженные фуры и грузовики с сонными водителями за рулём. Здесь достаточно вспомнить ужасную аварию, происшедшую три года назад, неподалёку от Подольска, в Новой Москве, в деревне Ознобишино, когда перегруженный щебёнкой «Камаз» разорвал надвое пассажирский автобус. Жертвами того ДТП стали 18 человек, в том числе и дети, а количество пострадавших составило 55 человек. Напомним, что эта трагедия произошла из-за целого стечения обстоятельств. Грузовик был нагружен до немыслимых пределов, грузовик был в неисправном состоянии, у него отказали тормоза, движение на перекрёстке, где произошла трагедия, было организовано по принципам, актуальным для 70-х годов прошлого века.
Чтобы нивелировать все перечисленные факторы и существует система «Платон», и чем эффективней она будет функционировать, тем меньше вероятности, что подобные трагедии будут повторяться.
«В своё время под Волгоградом существовал знаменитый пост, через который шли все арбузные караваны, - резюмирует генеральный директор автомобильного радио «Страна» Игорь Моржаретто. - Все водители знали таксу и держали наготове денежку. Тем, кто стоял на этом посту, было совершенно неважно, что у тебя машина грузоподъёмностью 12 тонн, а везёшь ты 40 тонн. Что автомобиль никогда не проходил техосмотр, и его колёса стоят под таким углом друг к другу, что страшно смотреть. И не важно было, что через пять минут после уплаты денег водитель, не отдыхавший в своей жизни вообще никогда уснёт богатырским сном. Дал денег и поехал. Мы так хотим жить? Или хотим жить по закону? Чем хорош закон? Он требует от человека не больше и не меньше того, что в нём прописано. Если ты всё выполняешь, у тебя вообще нету никаких проблем. Но действовать он должен одинаково и для всех».
Читайте последние новости о системе "Платон" в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|