Из самых интересных данных, полученных социологами и размещённых на сайте ВЦИОМ – немного увеличилась поддержка «Единой России». Теперь она составляет 41,1%. Так же «подкачала мускулы» ЛДПР. Количество её сторонников увеличилось на 1% и сегодня составляет 12,6%. КПРФ несколько подрастерял своих сторонников. Теперь их поддерживает не больше 7,4%. Справедливая Россия почти приблизилась к коммунистам уровень её поддержки – 6,3%.
«По мере приближения к дню голосования межпартийная конкуренция всегда обостряется, и под ударом традиционно прежде всего находится правящая партия, - пояснил итоги исследования генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. - Её рейтинг снизился за три месяца с 45 до 41% голосов, но результат ближайшего преследователя – в четыре раза ниже. В последние дни тренд к снижению остановился и рейтинг вновь вырос, вероятно, благодаря эффективному акцентированию партией своей связи с президентом.
Еще один важный тренд последних недель – усиление ЛДПР, которая все более уверенно претендует на второе место. Кампания КПРФ не приводит к росту рейтинга партии, однако базовый электорат компартии достаточно отмобилизован. Рейтинг «Справедливой России» волатилен из за неустойчивости настроений электората партии: это одна из главных партий «второго выбора», но уверенность ее сторонников в окончательности своего выбора невелика. Из новых партий самые сильные результаты показывает Российская партия пенсионеров «За социальную справедливость» (2%). Впрочем, рейтинг ни в коем случае нельзя приравнивать к прогнозу – и в кампании 2016 г. это правило работает с особой силой».
Но, как известно, всё познаётся в сравнении. И предвыборные рейтинги ВЦИОМ наиболее интересно посмотреть в динамике:
Среднемесячные данные квартирных опросов. Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены в июне-сентябре 2016 г. Объем выборки (при каждом опросе) 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
|