“МК” неоднократно писал, что одной из основных проблем российской экономики является ее крайняя непрозрачность. Любая крупная компания пытается выстроить свои особые отношения с государством. В результате даже среди однородных и очень крупных нефтяных монстров разница в налогах, которые платятся с каждой добытой тонны, достигает порой ста процентов. То есть одни платят вдвое меньше, чем другие! Естественно, такие ситуации возникают не бесплатно. Зачем платить налоги, когда дешевле содержать чиновников министерств, которые как раз и должны следить за тем, чтобы налоги платились аккуратно и одинаково. Разработаны и довольно простые схемы, благодаря которым в офшорных зонах внутри России от налогообложения уходят миллиарды рублей. Суть этих схем всем хорошо известна. Но никто почему-то не спешит их разрушить.
В начале февраля министр финансов Алексей Кудрин подал на имя президента докладную записку с очень скромным названием: “О налоговых льготах, предоставляемых администрации г. Байконур”. Но на трех страницах этого доклада скрыты просто клады капитана Флинта. Дело заключается в том, что, согласно договору между Россией и Казахстаном, все налоги, в том числе федеральные, собираемые в городе Байконур, полностью поступают в бюджет города. И уж неизвестно как, то ли по недосмотру, то ли специально, но в этом соглашении нет ни одного ограничения, согласно которому мэр города не имеет права давать налоговые льготы.
Дальше все понятно. В Байконуре специально регистрируются подставные фирмы с численностью в 2—3 человека. Этим фирмам сдают в аренду свои мощности нефтеперерабатывающие заводы крупнейших налогоплательщиков. Мэр дает этим фирмам льготы. Налогов они не платят. А “крупнейшие налогоплательщики, осуществляющие деятельность на территории России”, естественно, тоже налогов не платят, потому что формально всю выгоду от переработки и продажи нефтепродуктов приобретают те самые подставные фирмочки из Байконура.
Схема проста как пять пальцев. Более того, известны все “крупнейшие налогоплательщики”: “На территории города зарегистрировано 9 организаций, получивших от главы администрации крупные налоговые льготы. Большинство из них “арендуют” имущество следующих нефтеперерабатывающих заводов (организаций), являющихся реальными выгодоприобретателями: ОАО “Лукойл-Волгограднефтепереработка”, ОАО “Лукойл-Ухтанефтепереработка”, ООО “Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез”, ОАО “Уфанефтехим”, ОАО “Ново-Уфимский НПЗ”, ОАО “Уфимский НПЗ”, ОАО “Нижегороднефтеоргсинтез”, ОАО “Московский НПЗ”.
В общем, все известно. Но ответственности никто так и не понес. Более того, компании, зарегистрированные в Байконуре, собираются подать в суд на правительство за надоедливые инструкции по отмене льгот. И вполне вероятно, что они его выиграют. А между тем только за 10 месяцев 2001 года в казну было недоплачено 13 млрд. рублей. Для справки: 13 млрд. рублей — это ровно та сумма, которая была выделена в том же 2001 году на восстановление Чечни и дополнительные выплаты военнослужащим...
Что интересно, глава администрации Байконура, который там успешно работал с 94-го года — некто Г.Д.Дмитренко, — был летом 2000 года предупрежден руководством Минфина о недопустимости предоставления налоговых льгот подставным фирмам. Ведь такие фирмы занимаются не ремонтом обуви или кастрюль (право давать льготы предоставлялось мэру именно для поощрения мелкого бизнеса), а получают прибыль от добычи и переработки нефти. Причем добывают они это все не в казахских степях, а на российском Севере. Но мэр на предупреждение Минфина просто никак не отреагировал. Как вы думаете, почему?
Теперь Дмитренко снимают. Ознакомившись с запиской Кудрина, Путин отдал необходимые распоряжения. Выбран даже уже новый городской голова. Как нетрудно догадаться, им оказался ленинградец — Александр Федорович Мезенцев. С 96-го года он руководил Кадетским корпусом в Санкт-Петербурге, а теперь будет руководить городом, имя которого ко всему прочему уже вписано в историю страны. Злые языки утверждают, что Мезенцева назначили потому, что он брат Дмитрия Федоровича Мезенцева, который работал еще в администрации Собчака, потом — в Центре стратегических разработок Германа Грефа, а сейчас он — сенатор от Иркутска и является председателем Информационного комитета верхней палаты.
В любом случае назначению ленинградца удивляться не приходится. Такое время пришло. Вон, на “Трехгорку” назначили, да и банный комплекс в Жуковке тоже смог возглавить только питерский житель — в других регионах нужных людей нет. Удивительно другое, ведь, согласно всем бумагам, за мэром Байконура остаются все те же права, которые могут принести недобросовестным налогоплательщикам миллиарды рублей. Конечно, можно предположить, что именно в Питере делают людей из гранита, которые вообще не восприимчивы к взяткам, какова бы ни была их величина. Хотя, чтобы поверить в это, надо быть либо самому ленинградцем, либо кремлевским кадровиком.
Надо менять не людей, а систему, специально разработанную для ухода от налогов, которая успешно используется уже в течение многих лет. Проще говоря, надо менять договор с Казахстаном. Естественно, это требует гораздо больших усилий. Не зря же с самого начала все заводилось под совместную юрисдикцию. Но иначе толку никакого не будет. Если Дмитренко не слушался правительства, что же говорить о людях, имеющих большие связи? В лучшем случае они могут просто поменять состав пайщиков предприятия под именем “мэрия Байконура”.
Но бороться не с людьми, а со схемами, призывать к ответу гигантов типа “Лукойла” власть еще не готова. Преступные по сути схемы, видимо, еще для чего-то и для кого-то нужны. И поэтому есть только видимость борьбы с проблемами. Самой борьбы нет. И это тоже один из характерных признаков текущего момента.
|