Вчера стало известно, что в Москве был задержан советник главы Росрыболовства Юрий Хохлов, при попытке получения взятки около $3 млн. Как сообщает «Коммерсант», операция была проведена сотрудниками службы экономической безопасности ФСБ России в Москве. Следствие ведет главное следственное управление СКР. По данным издания, «были задержаны несколько человек, пытавшиеся получить $3 млн с кандидата на назначение на руководящую должность в Камчатский научный институт рыбного хозяйства и океанографии».
Сам фигурант сообщений о задержании, как выяснилось, из агентства уволен, а о случившемся заявил, что: «во вторник была предпринята попытка сделать имитацию дачи взятки со стороны неких правоохранительных органов с участием актера». О своем увольнении Хохлов поведал, что в минувшую пятницу сам попросился в отставку, «поскольку инцидент наносит ущерб не только его репутации, но и репутации ведомства».
Некоторые СМИ сообщили о сумме взятки в 5 миллионов долларов и стали вспоминать о скандалах, вокруг кресла ректора Камчатского государственного технического университета (КамчатГТУ), уводя тему в несколько иную плоскость. За кадром же остался весьма любопытный вопрос, ответ на который объясняет и сумму, фигурирующую в новостях о взятке, и обращает внимание на проблемы научных организаций, которые вынуждены принимать участие в весьма сомнительных историях.
Так, в апреле месяце в Охотском море был задержан краболов "Камчатский лосось". «Осмотровая группа обнаружила на судне более 27 тонн синего краба, не учтенного в промысловой документации. Кроме того, в трюмах краболова находилось более 13,5 тонны крабовой продукции в коробках без маркировки. Собственник судна - камчатская компания "Форт". При этом оно находится во фрахте у научного института КамчатНИРО» - пишет камчатский журналист Кирилл Маренин.
Зачем КамчатНИРО фрахтует суда? Дело в том, что научно-исследовательские институты рыбного хозяйства и океанографии получают квоты: научные (для исследовательских целей) и промышленные. Чтобы их осваивать, нужен флот. У КамчатНИРО был СТР "Аметист". Но он погиб в феврале 2011-го как раз при освоении промышленных крабовых квот института в Охотском море. Поэтому приходится привлекать суда со стороны.
Эта практика имеет давнюю историю. В 1990-х, начале 2000-х научные квоты служили в большей степени финансовой поддержкой институтов. Они выделялись в немалых объемах и быстро стали объектом махинаций, в которые наука была втянута помимо своей воли. Именно из-за научных квот в 2004 году в колонию-поселение отправился директор МагаданНИРО Александр Рогатных (спустя несколько месяцев приговор отменили), попал под следствие его коллега из КамчатНИРО Николай Антонов.
Институты сами просили избавить их от этого бремени, учитывая, что у государства появились средства поддержать науку не тоннами, а деньгами. В результате научные квоты уменьшили. Было даже решено уничтожать уловы, добытые по ним, чтобы окончательно исключить злоупотребления. Однако финансирования институтам государство сильно не прибавило. Вместо дополнительных рублей им стали опять выделять квоты, на этот раз промышленные. И все вернулось на круги своя.
Стоит вспомнить, - пишет автор, - какие компании становились лучшими друзьями КамчатНИРО в деле освоения его квот (как правило, по настоятельным просьбам - приказам из Москвы). Среди них, к примеру, почившие "Иянин Кутх", "Морской лов", "Золотой залив". Две последние фирмы являлись частью холдинга "Восточные рыбные ресурсы" ("ВРР"). Кстати, в те годы "Морской лов" был владельцем СРТМ "Камчатский лосось". После 2007-го, когда хозяева "ВРР", а также их американский партнер Аркадий Гонтмахер были арестованы, "Морской лов" попал под банкротство. "Камчатский лосось" некоторое время стоял без работы. А потом, сменив собственника, вернулся на промысел. Судя по всему, его опять используют с выдумкой, как и во времена "ВРР". В 2012-м тогдашний глава Росрыболовства Андрей Крайний называл "Камчатский лосось" в числе судов, которые, возможно, вели "двойной" промысел (незаконную добычу краба под видом лова менее ценных биоресурсов). И вот судьба опять свела "Камчатский лосось" с КамчатНИРО. Почему-то эта встреча кажется не случайной» - отмечает журналист.
Что же касается истории с Хохловым, то это вопрос правоохранительных органов. И чем все закончится – покажет следствие. В любом случае, этим задержанием удалось привлечь внимание не только к проблеме взяток, но и к проблеме финансирования научных организаций отрасли, где принцип «квоты вместо денег» - прямой путь к махинациям.
|