FLB: С 2010 года «Дом с атлантами» трижды попадал под судебное разбирательство. Вывести его из разряда исторических памятников не удалось. Зато теперь здание 1882 года постройки доводят до разрушения самыми различными путями. В чьих интересах?
Градозащитники боятся, что в центре столицы уничтожат архитектурный памятник Фото : Евгения ГУСЕВА
Главный дом с чайным магазином во владении купцов Расторгуевых, известный москвичам как "Дом с Атантами", уже десять лет как пребывает в запустении. Длительное время фасад одного из самых примечательных зданий на Солянке едва виднелся за толстым слоем зеленой строительной сетки, - рассказывает Агентству федеральных расследований FLB.ru депутат совета депутатов Лефортово Александра Андреева.
С 2004 года "Дом с атлантами" включен в реестр памятников истории и культуры и находится в нем по сей день, несмотря на предпринимавшиеся различными заинтересованными лицами неоднократные попытки инициирования его снятия с государственной охраны. Присвоенный дому охранный статус не позволял инвесторам осуществить его частичный снос для нового коммерческого строительства.
Пока ООО "Еврострой" вело с вышеупомянутой целью бесперспективные судебные разбирательства, здание, являвшееся предметом споров, было все же надежно закрыто от проникновения посторонних. Круглосуточно дежурившая в нем охрана обеспечивала физическую сохранность интерьеров доходного дома.
Однако с тех пор, как месяц назад в доме сменился собственник, о доме стали поступать довольно тревожные известия. С исчезновением строительных лесов, замка на дворовых воротах и охраны памятник фактически остался один на один с многочисленными вандалами. Каждый вечер через открытые настежь ворота и разбитые окна группы неизвестных стали проникать сюда, разнося все на своем пути и оставляя на старинной лепнине у парадной лестницы многочисленные граффити. На полу разводятся костры из многочисленных судебных документов, оставленных прежними пользователями. Декоративные элементы главного фасада дома находятся в аварийном состоянии и грозят обрушением прямо на ничем не огороженный пешеходный тротуар. Как только активистами районного отделения ВООПИиК плотно закрывались отдельные разбитые окна, на следующий день вандалы выбивали другие и проникали внутрь вновь.
В такой ситуации на все многочисленные обращения в Управу района "Таганский" о скорейшей необходимости закрытия контура доходного дома и производства косервационных работ на протяжении месяца поступают однотипные ответы о том, что сотрудниками коммунальных служб два месяца назад уже закрывались некоторые открытые проемы. Департамент культурного наследия в настоящее время ограничивается выдачей в адрес ООО "Еврострой", которое на настоящий момент уже и не является пользователем объекта, предписания о необходимости проведения работ в срок до 31 декабря 2016 года.
Тем временем, с каждым новым, публикуемым в Интернете, фотоотчетом о доме состояние интерьеров становится все печальнее. Складывается ощущение, что действиями чиновников и руками вандалов в интересах заинтересованных лиц дом сознательно доводится до аварийного состояния.
12 марта, историки из Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и профессиональные архитекторы и дизайнеры из сообщества "ARCHiPEOPLE" вышли на совместный субботник для того, чтобы сохранить этот чудесный дом от большого пожара. Кроме этого, таким образом было решено привлечь внимание к проблеме сохранения исторического облика всей Ивановской горки.
А тем временем, как рассказывает в «КП» журналист Олег Адамович, старое здание облюбовала молодежь. Почти каждую ночь сюда приходили школьники поиграть в вампиров, пожечь костры и проникнуться атмосферой «дома с призраками».
«По ночам в здании видели привидений. Дом построен на месте бывшего кладбища, относившегося к соседней церкви Рождества Богородицы на Кулишках. Еще тут умирали онкологические больные», - так описывают здание на одном из интернет-форумов.
Сейчас Дом с атлантами облюбовали вандалы, бомжи и любители приключений.
Старое здание облюбовала молодежь. Почти каждую ночь сюда приходили школьники поиграть в вампиров, пожечь костры и проникнуться атмосферой «дома с призраками» Фото : Евгения ГУСЕВА
По углам свалены коробки с документами, ящики с лекарствами, бывшие папки картотеки - наследство клиники для онкобольных.
В подвале большая заваренная бункерная дверь, на ней еще виден значок радиации. Давно тут работал НИИ радиологии - что находится за герметичным затвором, никто уже не помнит.
- В середине прошлой недели в доме был пожар, - рассказал «КП» Малхас, смотритель церкви Рождества Богородицы на Кулишках. - Дети решили разжечь костер прямо на деревянном полу. Потом, в ночь на субботу, затопило несколько этажей - молодежь добралась до аварийных кранов Мосводостока. Я и батюшка нашего прихода почти каждый день кого-нибудь гоняем оттуда. Из здания есть переход на церковную землю, боимся, хулиганить начнут и у нас, рассказывает журналист «КП».
Дом с атлантами был построен в 1882 году архитектором Н. В. Карнеевым. Во время Первой мировой войны здесь был госпиталь для раненых. После революции в особняке сделали коммуналки. С 1924 года на первом этаже заработал НИИ рентгенологии и радиологии. С 1952 по 1972 год тут была больница Института для онкологических больных, напоминает Олег Адамович.
Вывести дом Расторгуевых на Солянке из списков памятников не удалось даже с помощью арбитражных судов, рассказывает на страницах «Архнадзора» Евгения Твардовская.
Дом купцов Расторгуевых — Солянка, 7, стр. 1 — известный как «Дом с атлантами», за период с октября 2010 до лета 2011 становился объектом судебного разбирательства три раза. Случай – беспрецедентный! И по упорству инвестора, с одной стороны, и по стойкости и единодушию московских судов всех трех инстанций, с другой. Сначала Арбитражный, затем Арбитражный апелляционный, а потом и Федеральный арбитражный суд Московского округа – все как один оставили Дом с атлантами в списках выявленных памятников, отклонив иск инвестора к Правительству Москвы с требованием исключить его из списков объектов культурного наследия и разжаловать в ценные градоформирующие объекты.