Еще в конце 2015 года глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин в преддверии заседания FATF на встрече с президентом России озвучил ряд российских инициатив в рамках борьбы с финансированием терроризма. Речь тогда шла о мерах по пресечению финансирования террористических группировок, кормившихся не просто с разбоев и грабежей, но выстроивших целую коммерческую сеть по извлечению прибыли для ведения террористической деятельности.
«Экономические ресурсы [террористов]: в первую очередь нефть, нефтепродукты, культурные ценности. Мы предлагаем перенести их в зону криминальности, то есть замораживать. Мы будем настаивать на том, чтобы появился новый стандарт и все страны придерживались этого решения» - рассказал тогда Чиханчин главе государства. Данные предложения были вынесены на международный уровень, через FATF. К тому моменту многие каналы финансирования террористов были известны, а западные эксперты по противодействию терроризму открыто признавали, что террористическое ИГИЛ выстроило принципиально новую модель финансирования, отличающуюся от того что мир знал раньше.
Резолюция для спонсоров
В декабре того же 2015 года, России и США удалось согласовать и принять на Совете Безопасности ООН резолюцию 2253 (17.12.2015), по этому же направлению. Данным документом предусматривается ряд мер в части противодействия спонсорам и пособникам терроризма. Однако вопреки тому, что резолюция СБ ООН предписывает незамедлительность выполнения предложенных мер, создается впечатление, что кроме России, никто особенно не шевелится. Даже скорые на заморозку банковских активов своих недоброжелателей профильные департаменты властей США особой активности не проявляют.
Спонсоров террора будут обкладывать
Российская же сторона, похоже, последовательно и надо признать настойчиво продавливает эту тему. Как рассказал «Известиям» заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный, ведомство предлагает принять поправки в ст. 205.1 УК РФ - «Содействие террористической деятельности», максимальное наказание по которой - пожизненное лишение свободы. Минимальный срок по статье - 5 лет. По его словам, в настоящее время документ проходит согласование в Минюсте, Следственном комитете, Генпрокуратуре, Верховном суде, ФСБ и МВД. Реализация законодательных новелл, позволит привлекать к уголовной ответственности зарубежных террористов, — пояснил «Известиям» Павел Ливадный.
В феврале 2016 года, рассказал Павел Ливадный, - состоялось очередное заседание FATF, наше предложение поддержали все страны, включая США. Не факт, что государства будут менять законодательство в свете новации. Страны могут пойти и по пути правоприменительной практики. Межведомственное согласование может продлиться до одного месяца. Но учитывая важность вопроса, думаю, сроки будут более сжатыми – убежден Ливадный. «Все предложения делегации Российской Федерации основаны на финансовых положениях Резолюции Совета Безопасности ООН (в частности, резолюции СБ ООН 2199 и 2253), являющихся обязательными к исполнению на основании ст. 25 Устава ООН, —подчеркнул Павел Ливадный.
Компоненты для бомб
Разумеется, помимо нелегальной торговли нефтью или историческими артефактами, поддержка терроризма включает в себя и сделки, скажем так, двойного назначения. Так, террористическая группировка «Исламское государство» большую часть компонентов для изготовления бомб приобретает в Турции, Ираке и некоторых других странах, включая США - сказано в докладе британской организации Conflict Armament Research, аналитики которой тщательно изучили маршруты «хозяйственных» поставок для террористов, включая сопроводительные документы грузов.
Кроме того, экономическая деятельность вокруг террористического ИГИЛ кипит по сей день. В феврале 2016 года, заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман заявил о том, что «Исламское государство» продолжает торговать нефтью, что составляет основной объем средств, получаемых группировкой, несмотря на принятую ранее резолюцию Совета Безопасности по борьбе с источниками финансирования террористов. И это объяснимо тем, что одна из стран-партнеров ИГИЛ по теневому бизнесу, Турция – член НАТО. И, похоже, к привлечению властей этой страны к ответственности может мешать Брюссель, под диктовку США.
Турецкий вклад в движение радикалов
Турция отказалась от военного вмешательства в дела Сирии, но ее роль в сирийском конфликте проявилась иначе, сообщает Al Monitor. По мнению издания, слова турецкого премьера Ахмета Давутоглу о том, что сирийская оппозиция до сих пор сопротивляется Дамаску и российским бомбардировкам благодаря турецкой поддержке, - это признание в поставках оружия Анкары так называемой «умеренной оппозиции». Если официальный Дамаск потерял контроль над территориями из-за действий Анкары, своими словами Давутоглу признает, что джихадисты, радикальные исламские группировки, ИГ и «Фронт аль-Нусра» захватили эти города и земли при турецком посредстве. Если противники режима были способны защищать себя благодаря Турции, это значит, что они пользовались турецким оружием. Таким образом, делает вывод Al Monitor, реплика Давутоглу содержит признание в турецких поставках оружия повстанцам. А его обещание дальнейшей помощи сирийскому народу отзывается намерением и дальше эти поставки не прекращать.
Турция и «бородатые друзья демократии»
Кроме того, в сети стали появляться документы МВД Турции, датированные 2013 годом. Тогда, вспомним контекст, с одной стороны США, в частности ЦРУ, публично хвастались поддержкой оружием «демократических повстанцев». Западная пресса, однако, полагала, что «умеренная оппозиция» в Сирии - всего лишь миф, а все, кто записался на «американские курсы», после подготовки уйдут к радикалам, естественно, вместе с амуницией. Так, собственно, оно и получилось. Турция же на тот момент была главным поставщиком всего что нужно для войны, в первую очередь живой силы для банд террористов. Через ее КПП «бородатые друзья демократии» стаями уходили «в Шам на джихад». Точно также они возвращались Турцию – подлечиться и отдохнуть. Потом шли обратно. Секрет турецкого проходного двора оказался прост. В частности, достояниям гласности, традиционно через сеть (спасибо добрым людям), стал любопытный документ: «Секретный приказ министра внутренних дел Турции с требованием помогать Джебхат ан-Нусре в провинции Хатай, от марта 2013 года.
Рассказывать о том, как на территории Турции готовили боевиков в лагерях под прикрытием демократических НПО, хвосты которых ведут в USAID, не имеет смысла – пусть в НАТО, где Турция членом, и СБ ООН со всей этой историей разбираются.
|