Имя Леонида Яковлевича Гозмана знакомо, пожалуй, каждому думающему человеку, как в России, так и за ее пределами. Либерал, интеллектуал, ближайшая связь Анатолия Чубайса, ветеран демократического движения, сражающегося за идеалы и ценности. Когда его критикуют, любит непременно добавлять, что несет он свои идеалы не просто так, а за деньги, иностранные деньги. Шутник, однако, при ближайшем рассмотрении оказался личностью весьма удивительной. Особенно в части финансов. Поэтому занял первое место в рейтинге FLB, в номинации «финансовой непрозрачности». Тогда же FLB рассказало, что Леонид Гозман не просто общественник, а президент фонда общественно-аналитических инициатив «Перспектива». Учредителями «гозмановского фонда» выступили Фонд наследия Егора Гайдара и Фонд «Либеральная миссия», а также два физических лица – правозащитник Людмила Алексеева и журналист Николай Сванидзе.
Согласно Финансовому отчёту Фонда «Перспектива» с 12.11.2012 по 31.12.2013 г. получил в качестве «пожертвования физических лиц на содержание фонда» - 1 млн. рублей. При этом имена этих физических лиц фонд Леонида Гозмана не раскрывает. Согласитесь, вряд ли благотворителями выступили Людмила Алексеева или журналист Николай Сванидзе – отмечало FLB в своей публикации.
Когда в Киеве началась заваруха, Леонид Яковлевич упорно не видел в майдане ничего чудовищного, в том смысле, что «прекрасные светлые лица имеют право на протест». Ну а позднее Гозман стал произносить тезисы, которые продвигала американская пропаганда, в частности о том, что «цивилизованные страны должны Украине дать оружие». Он свято разносил миф о том, что на Донбассе работают российские вооруженные силы, и восклицал: «Спасите наших солдат - дайте оружие Украине»! Странная логика человека, который регулярно твердит, что очень заботится «о своей стране».
Впрочем, ничего странного. Так совпало, что тезисы Гозмана вполне соотносились с его статусом в рамках NED –фонда, к которому он был приписан в качестве приглашенного сотрудника. Карл Гершман, один из функционеров NED и товарищ Гозмана, в 2005-2007 г.г. старательно переживал, в том числе деньгами, за коалицию оппозиционных сил «Другая Россия», пока та не развалилась. Свободолюбивый NED, конечно же, потёр всю свою отчетность по России, но не везде. И следы пребывания Гозмана в этой структуре все же остались.
Источник
Более того, издание Ридус, выяснило, что Гозман является выпускником программы исследовательских визитов по линии пресловутого Национального фонда демократии (NED), администрируемой подразделением Центра Вильсона под названием Институт Кеннана. Об этом, кстати, сказано и на сайте самого Центра Вильсона.
Попытки репортеров узнать, что же за проекты реализовывали выпускники программ Института Кеннана, наталкиваются на отсутствие списка этих самых проектов на сайте Центра Вильсона — то есть раздел такой есть, но проекты там отсутствуют: то ли удалены, то ли не выкладывались в общий доступ. Короче, их нет. Зато есть совет товарищества российских выпускников программ Института Кеннана.
В списке довольно хорошо знакомый волгоградской публике персонаж — господин Курилла. На сайте он указан еще в своей последней должности, сейчас, как известно, волгоградский американовед мигрировал поближе к тучной грантовой кормовой базе, став профессором Европейского университета в Санкт-Петербурге. Другие члены этого совета: Ольга Малинова, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Мария Розанова, председатель правления петербургского Центра гражданских, социальных, научных и культурных инициатив «Стратегия», Евгений Цымбал, кинорежиссер и Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института географии РАН. Встречаются эти люди среди подписантов петиции против закрытия офиса Института Кеннана в Москве. Там мы видим все того же Куриллу, ну и нашего старого друга — Леонида Гозмана.
Выпускники программы (и господин Гозман в том числе) льют крокодиловы слезы по поводу закрытия офиса Института Кеннана в Москве, указывая, что в российской столице остается только Центр Карнеги и Институт международного образования, а эти структуры никогда не были столь сильно, как Институт Кеннана, вовлечены в поддержку российских академических исследователей – отмечает издание. Но это ладно – слезинок у либеральной публики хватает на всякий повод. Поэтому гораздо интереснее другое. Источник печали Гозмана и Ко становится тем более понятным, - пишет Ридус, - если мы взглянем на суммы, которые Фонд Макартуров выделяет на поддержку российских выпускников Центра Вильсона (а Институт Кеннана, напомню, является вильсоновским подразделением). Это ни много ни мало, а 345 тысяч долларов, и только на ближайшие два года. По нынешнему курсу это почти 27 миллионов рублей. Нормальный такой кусок для выпускников-кеннановцев – отмечает автор.
Далее издание анализируя различные выступления Леонида Яковлевича приходит к неудивительному выводу: Гозман, к примеру, довольно ярко выражает свою «либеральную» позицию по целому ряду аспектов внешней и внутренней политики России. И, конечно же, она удивительным образом всегда совпадает с мнением Соединенных Штатов по тем же вопросам». Впрочем, на этот счет Гозман не особо волнуется, он готов признавать себя агентом всех разведок и правительств мира одновременно. Такова технология – если тебя «зацепили», доводи ситуацию до абсурда, по возможности высмеивай оппонентов, превращая все в шутку. Но вот одно любопытное наблюдение – если громко, на всю страну сказать что-то критическое в адрес абстрактных, без имен и фамилий, «агентов Запада», как это собственно и сделал глава Чечни Рамзан Кадыров, те, кто имеет хоть какое-то касательство к западным фондам и их деньгам, немедленно проявляют себя возгласами возмущения. Поименно, и, так сказать, в лицах. Лучшего теста даже и придумывать не надо. «Кому надо, тот поймет». И те кто «надо» моментально приняли все претензии на свой счет, подняв крик, больше похожий на пропагандистскую кампанию, с участием западных СМИ и иже с ними.
Не спешите, однако, утверждать, что Гозман, де, иностранный агент. Похоже, что все вероятные финансовые потоки иностранных спонсоров, фонда «Перспектива» где Гозман президентом, не коснулись. И, по формальным признакам фонд Гозмана признать иностранным агентом весьма затруднительно. Предполагаемая схема функционирования подобных, прямо скажем, центров влияния очень проста. В ней есть формальное НПО, где числятся такие персоналии, как Гозман и его товарищи по либеральному лагерю. Вроде люди где-то работают, чем-то заняты, имеют социальный статус. Однако на счета этих НПО иностранные деньги не попадают, не давая тем самым Минюсту занести «уютное гнездышко» внести в реестр иностранных агентов. А иностранные доноры, в свою очередь, кормят своих адептов просто как физических лиц. А для физических лиц законом ничего такого не предусмотрено, хотя функции продвижения позиции США выполняются. Выполняются, людьми, которые функционируют в рамках обычных НПО-НКО, и не являются иностранными агентами, пусть и по формальным признакам.
Впрочем, на это есть инструментарий, связанный с реестром «нежелательных организаций». NED - Национальный фонд в поддержку демократии» (The National Endowment for Democracy, где Леонид Яковлевич числился лектором, в этом реестре – номер один. Вопрос же получения от этих организаций, а так же организаций аффелированных с «нежелательными», открыт. Силами журналистов, увы, проверить движение денег на счетах частных лиц практически невозможно. Единственное, что можно сделать, так это напомнить нормы закона и степень ответственности, за участие в деятельности нежелательных организаций. «За участие в деятельности "нежелательной организации" предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Для граждан - от 5 тыс. до 15 тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей и для юрлиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей». Таков закон, который кстати, предусматривает, так сказать, явку с повинной – добровольный отказ от сотрудничества с нежелательными организациями. В данном случае ответственность за это может быть снята.
И еще один важнейший момент. С учетом вышеизложенного, и многочисленных заявлений о том, что своими законами против НПО-НКО режим лишает финансирования «ростки гражданского» общества, планы фонда «Перспектива» под руководством господина Гозмана впечатляют своими суммами. На сайте фонда, где висит весьма скромная отчетность, на 2015 год намечен приход в размере 4 050 000,00 рублей, из которого 2 708 000,00 целевые расходы, на продвижение, так сказать, либеральных идеалов и ценностей. Источники дохода, разумеется, не указаны. А сбылись ли планы – станет известно уже из финального отчета фонда, который Гозман обязан сдать в Минюст РФ.
Источник
|