Продолжает раскручиваться интрига вокруг предстоящей банковской реформы. Вчера прошло заседание экспертного совета при Кредитном комитете Госдумы. Последнее, так сказать, перед решающим сражением.
Напомним, что в июле - августе текущего года развернулась бурная полемика вокруг путей дальнейшего развития банковской системы в России, подчас напоминавшая информационные военные действия. Рабочая группа РСПП во главе с А. Мамутом предложила создать в России трехуровневую банковскую систему: Центральный банк - комбанки федерального значения - региональные банки. При этом предлагалось, что уставный капитал федеральных банков должен быть не менее 100 млн. долларов. Остальные банки должны иметь лицензии лишь на ограниченное число финансовых услуг.
Лидер Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев подверг резкой критике эти предложения: финансовый кризис 1998 года показал несостоятельность опоры только на крупные банки, большинство из которых обанкротилось, в то время как средние и мелкие банки не только устояли, но и начали динамично развиваться. По мнению А.Мурычева, предлагаемые меры являются чисто административными, они способны внести дополнительные системные риски в российскую финансовую систему.
Предметом спора стали и такие вопросы: надо ли государству оставаться собственником ряда банков? Как обеспечить равные для вкладчиков всех банков гарантии государства? Как обеспечить большую прозрачность российской финансовой системы и подготовиться к переходу на международные стандарты учета и отчетности с 2004 года?
Предварительным результатом дискуссии стал документ под названием "Совместная стратегия Банка России и правительства РФ о развитии банковского сектора". Его рассмотрит правительство 27 сентября, а депутаты обсудили вчера. Документ хотя и носит компромиссный характер - здесь сделана попытка учесть рациональные предложения сторонников различных подходов к банковской реформе, - но тем не менее содержит весьма конкретные ориентиры для развития российских финансов.
Так, предлагается отменить налог на покупку иностранных дензнаков, а также налог на операции с ценными бумагами как самостоятельный налог. Согласно "Совместной стратегии" государство в ближайшие годы сохранит весомую долю участия в капитале банков. Правительство РФ не намерено проводить приватизацию Сбербанка до создания системы гарантирования частных вкладов либо проводить какие-либо кардинальные преобразования в этом банке. Вопрос о выходе ЦБ из капитала Сбербанка может возникнуть только при условии возникновения у населения высокой степени доверия к кредитным организациям, контролируемым частным капиталом, в том числе после создания системы гарантирования банковских вкладов. Вместе с тем правительство РФ будет воздерживаться от создания новых государственных банков и от предоставления действующим госбанкам привилегий. Госбанки, созданные для решения специальных задач экономической политики (Россельхозбанк и Российский банк развития), могут быть ограничены в своей деятельности, которая сейчас является универсальной. В отношении Внешэкономбанка правительство РФ намерено разделить функции агента по обслуживанию внешнего долга и функции кредитной организации.
Ориентиром для развития банковского сектора является соотношение активов банковского сектора и ВВП 45 - 50 процентов. Сейчас, по данным ЦБ РФ, это соотношение не превышает 35 процентов. В "Совместной стратегии" также отмечается, что соотношение капитала банковского сектора и ВВП должно в результате реформ приблизиться к 5 - 6 процентам, соотношение кредитов реальному сектору экономики и ВВП к 15 - 16 процентам. При этом доля указанных кредитов в банковских активах должна составить около 40 процентов.
|