Глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин в преддверии заседания FATF на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным озвучил ряд российских инициатив в рамках борьбы с финансированием терроризма.
Фото Первый канал
В ходе встречи Юрий Чиханчин напомнил о предстоящем заседании группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и перечислил российские предложения по работе в этом направлении. Основной шаг, по словам Чиханчина, «создание единого международного списка террористов, то есть тех лиц, которые участвуют в террористической группировке ИГИЛ».
«Экономические ресурсы [террористов]: в первую очередь нефть, нефтепродукты, культурные ценности. Мы предлагаем перенести их в зону криминальности, то есть замораживать. Мы будем настаивать на том, чтобы появился новый стандарт и все страны придерживались этого решения» - рассказал Чиханчин главе государства.
Такое решение нужно будет провести через Совет безопасности, так же, как было проведено решение по списку лиц из «Аль-Каиды». Финансовые активы этих людей должны быть заморожены, считает Чиханчин.
Еще один блок вопросов, которые российская сторона хотела бы поднять на заседании FATF , — выявление финансовых центров, которые используются ИГ. На встрече Чиханчин пояснил, что речь идет о прослеживании "проводок" денег через эти центры. "Мы имеем методику, эта методика на сегодняшний день запущена на территории стран СНГ под эгидой глав финансовых разведок", - отметил Чиханчин и напомнил, что внеочередное заседание FATF связано с прошедшим недавно саммитом G20. Российская делегация планирует принять участие в заседании FATF, куда и привезет свои предложения.
Вопрос о финансовых донорах террора – от частных лиц до денежной подпитки террористов с государственного уровня – постоянно обсуждается на разных уровнях. Однако некоторые страны ведут, мягко говоря, условную борьбу с финансированием терроризма, порой открыто игнорируя все соглашения и правила, установленные даже на уровне ООН. Разумеется, перекрыть поток мелких частных пожертвований для нужд террористов – вопрос сложнейший. Однако «донорство» от стран-спонсоров терроризма вполне можно было бы прекратить через инструменты международного давления, начиная с замораживания банковских счетов и прочих активов. Но все страны, включая те, которые пострадали от террористических атак, ведут себя, как минимум странно.
В недавнем интервью телеканалу RT, исполнительный секретарь FATF Дэвид Льюис прямо заявил, что «многие страны игнорируют необходимые меры. Они приняли законы, создали учреждения и органы финансовой разведки для борьбы с терроризмом и проведения расследований, но при этом не занимаются эффективной реализацией предложенных мер, — отметил Льюис. — Особенно это касается заморозки активов. Мы выяснили, что две трети стран ещё не заморозили средства террористов, входящих в список ООН. Те государства, которые реализуют эти меры, продвигаются слишком медленно. Чтобы был результат, надо действовать в считанные часы. Но в большинстве случаев, прежде чем власти страны что-то предпримут, проходит от двух дней до месяца. За это время активы могут исчезнуть без следа» - подчеркнул Дэвид Льюис.
Впрочем, когда стали всплывать различные сведения о том, что укреплению ИГИЛ и прочих террористических группировок, как минимум, не мешали, а как максимум помогали США и некоторые страны Европы, стало понятно – ранее утвержденные правила противодействия международным террористическим группировкам, включая политическое пособничество и финансирование, попросту не работают. И это требует новых подходов и единых стандартов для всех стран. Возможно, предложения российской финансовой разведки будут оценены не только специалистами FATF, но и некоторыми странами, которые лихой бизнес с террористами, вопреки решениям ООН, объявили «незначительным» пособничеством.
|