В условиях реализации федеральным центром последовательного курса на борьбу с коррупцией большое значение для оценки эффективности глав регионов приобретает их способность обеспечить условия для транспарентного экономического развития в условиях честной конкуренции и невовлеченность в деятельность бизнес-структур.
В этой связи Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) под руководством Константина Костина вводит в методику предстоящих выпусков (начиная с десятого) Рейтинга эффективности губернаторов дополнительный понижающий коэффициент для глав исполнительной власти тех регионов, в отношении которых есть информация об их причастности к продвижению интересов формально и неформально аффилированных коммерческих структур, нецелевом использовании бюджетных средств, факты конфликта интересов при распределении бюджетных средств и нарушения этических норм государственного служащего.
«Бывает, что наиболее емкие тендеры выигрывают фирмы близких или дальних родственников главы региона. Формально в таких ситуациях нарушений нет, но безусловно это неблагоприятный сюжет, вызывающий сомнения и подозрения, которые в конечном результате подрывают доверие людей к государству и создают предпосылки для коррупционных преступлений», — заявил Костин.
«Если рассматривать этот рейтинг как инструмент влияния или даже воспитания отдельных глав регионов, то идея вполне здравая и многих заставит задуматься. А то, что методология усложняется, появляется наличие экономической составляющей, — это выглядит как своего рода реакция на дело господина Гайзера и других его предшественников», — сказал аналитик.
Некоторые главы субъектов рискуют серьезно просесть в рейтинге на 5, 10 и 15 строчек сразу, а информацией о таких губернаторах может поделиться «Общероссийский народный фронт», отмечает газета «Известия».
— Мы об этом начали думать давно. Стало накапливаться много негативной информации по регионам, но ее влияние на рейтинг было ограничено. Использовалась она только в том случае, если публиковалась в СМИ или находила отражение в экспертном модуле, — заявил Константин Костин.
— У общественности могут быть сомнения в том, для чего в шаговой доступности от одного большого сетевого супермаркета зачищаются все небольшие палатки. Это безусловно может вызывать вопросы, и нужно проверять, в чьих интересах и по чьей указке это происходит. Если подтверждается информация, что по решению губернатора региональные органы власти действуют в интересах конкретной бизнес-структуры, то глава региона теряет пять позиций, — объясняет Костин.
В то же время глава ФоРГО уверен, что далеко не всем губернаторам нужно извлекать урок из истории с коллегой из Рспублики Коми (глава региона Вячеслав Гайзер был взят под стражу в выходные 19 сентября, его обвиняют в создании организованной преступной группы).
— Очень много губернаторов, которые не включены ни в какие бизнес-схемы, помнят об этике госслужащего, выполняют свой долг, работают на благо региона и его жителей, — говорит Константин Костин. — Те, к кому были до этого замечания правоохранительных органов, были сигналы, которые формулировали общественные организации, должны сделать выводы. К сожалению, нельзя автоматически ставить знак равенства между такими понятиями, как хороший профессионал и порядочный человек. Но к этому надо стремиться. Для этого государственная машина и работает, чтобы на госслужбу приходили компетентные, честные и порядочные люди.
Напомним, в последнее время в России были возбуждены несколько уголовных дел с участием крупных региональных чиновников. Так, в марте президент Владимир Путин отстранил губернатора Сахалина Александра Хорошавина от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Экс-губернатор сейчас находится под арестом по делу о получении взятки в размере 5,6 млн долларов при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ.
В сентябре Басманный суд Москвы арестовал всех фигурантов дела о мошенничестве и создании преступной группы в Коми: 15 человек, в том числе глава республики Вячеслав Гайзер, отправились в СИЗО, еще один – под домашний арест.
Источниками информации для Фактора аффилированности выступают: 1) Представления, запросы органов прокуратуры и решения судов. 2) Данные структур общественного контроля (ОНФ и др.). 3) Материалы СМИ.
Понижающий коэффициент будет вычитаться из финального результата высших должностных лиц соответствующих субъектов РФ.
Понижающий коэффициент «-5 мест» дается за негативные данные структур общественного контроля, нашедшие отражения в СМИ, о фактах конфликтов интересов и непрозрачности тендеров, а так же признаках коррупционного поведения.
Понижающий коэффициент «-10 мест» присваивается при наличии протестов и представлений органов прокуратуры в части конфликтов интересов и соответствующих нарушений должностных лиц субъекта Федерации, а также сведения правоохранительных органов и общественного контроля, касающиеся управления государственным имуществом и распределения бюджетных средств в интересах аффилированных структур.
Понижающий коэффициент «-15 мест» дается при наличии решений судебных органов в отношении представителей исполнительных органов власти региона в части коррупционных преступлений, конфликтов интересов и соответствующих нарушений должностных лиц субъекта Федерации.
Примечание: при наложении понижающего коэффициента на исходную динамику конкретного губернатора финальный результат по динамике может быть больше или меньше показателей «-5», «-10» и «-15».
|