Между Таджикистаном и Узбекистаном, одновременно являющимися союзниками по ряду организаций, с новой силой разгораются шпионские скандалы. В постсоветском азиатском пространстве за шпионаж сажают дипломатов, проституток, бизнесменов, имамов. Сроки – от 14 до 22 лет
Узбекские власти обвинили российского имама Темура Турсунова, задержанного около месяца назад, в шпионаже и других преступлениях.
Турсунов был задержан 24 июля на пограничном посту Андижан – Ош (граница Узбекистана и Киргизии) сотрудниками узбекской Службы национальной безопасности. По словам его матери, в настоящее время его держат в отделении милиции Андижана.
Об обвинениях в адрес имама рассказал правозащитник, руководитель центра «Ердам» («Помощь») Бахром Хамроев. Он сообщил, что задержанного обвиняют по статьям 159 («Посягательство на конституционный строй Узбекистана»), 160 («Шпионаж»), 244–1 («Изготовление или распространение материалов содержащих угрозу общественному порядку») и другим.
По словам Бахрома Хамроева, несмотря на абсурдность обвинений, выдвинутых против Темура Турсунова, они вызывают серьёзную тревогу за судьбу имама.
– Против него выдвинули весьма невообразимые обвинения. То есть, обвинение в шпионаже в пользу другого государства на самом деле направлено против России! Обвинения по экстремизму были выбиты под пытками у тех граждан Узбекистана, которые приехали из России чуть ранее Турсунова. Мы знали о том, что на Темура оказывалось как психологические, так и физические давление. Россиянину выдвинули обвинения как будто он гражданин Узбекистана. В противном случае у узбекской стороны возникли бы большие трудности, связанные со следствием гражданина России. За обвинение в шпионаже Турсунова грозит тюремный срок от десяти до двадцати лет. В Узбекистане наладили борьбе против так называемого «экстремизма-терроризма», и теперь для этого нужно работать: мусульмане приносят в жертву баранов, а в Узбекистане, наоборот, в жертву приносят мусульман, - сказал «Озодлик» Бахром Хамроев.
Мать Турсунова, Одина Хасанова, говорит, что не верит обвинениям, выдвигаемым против её сына Службой национальной безопасности Узбекистана. По её словам, её сын пробыл в Намангане всего лишь два дня и не совершил за это время ничего противозаконного.
Помимо этого, Одина Хасанова говорит, что перед тем как получить российское гражданство, её сын официально направил в посольство Узбекистана в Москве все необходимые документы об отказе от узбекского гражданства.
До этого один из сотрудников милиции говорил Одине Хасановой, что в настоящее время правоохранительные органы Узбекистана изучают то, каким образом её сын получил российское гражданство.
Заместитель муфтия Кировской области Темур Турсунов после завершения священного для мусульман месяца Рамадан 22 июля прилетел из Москвы в Узбекистан, чтобы навестить свою мать, отмечает издание.
После задержания и допроса в аэропорту Ташкента в течение четырёх часов, Турсунов был освобождён, однако заметив в Намангане за собой слежку, он решил уехать из Узбекистана.
В настоящее время в России в защиту имама вышли общественное движение «За права мусульман», правозащитный центр «Мемориал» и многие его коллеги и прихожане мечети в Кировской области, в которой он служил.
По данным полученным от представителя российского МИД, в скором времени к защите Темура Турсунова приступит российский адвокат.
Шпиономания
Нестабильность правящих режимов в регионе и разногласия между руководителями Таджикистана и Узбекистана, считают местные эксперты, приводят к новым взаимным обвинениям в шпиономании.
Известен десяток случаев, когда граждане Таджикистана и Узбекистана, в том числе и военнослужащие, по обвинению в шпионаже были задержаны и осуждены в Таджикистане. На страницах интернета регулярно появляются материалы о разоблачениях шпионов, работающих на соседние страны, однако официально никто об этом говорить не хочет. По данным таджикских экспертов, в Узбекистане за шпионаж осуждены сотни собственных граждан. Преимущественно это люди, часто бывающие в Таджикистане с целью навестить своих родственников.
Один из инцидентов с таджикскими шпионами произошел в Узбекистане в 2007 году. Тогда были осуждены двое граждан обеих республик, которые якобы работали по заданию спецслужб Таджикистана. Годом раньше пять граждан также обеих республик по обвинению в шпионаже получили от 15 до 20 лет заключения. При этом, как выяснилось на суде, трое из них занимались проституцией в Узбекистане.
В мае 2009 года на севере Таджикистана разгорелся очередной шпионский скандал. Двое сотрудников предприятия "Востокредмет" – главный инженер Александр Ботов, начальник отдела строительства Александр Бабошин, а также гражданин Узбекистана Виссарион Тен - были задержаны за шпионаж в пользу Узбекистана. Причины задержания спецслужбами Таджикистана не разглашались, однако из достоверных источников удалось выяснить, что дело связано со строительством нового предприятия по вторичной переработке урана.
Судебный процесс по данному делу проходил в закрытом режиме. В конце октября суд "за превышение должностных полномочий" приговорил директора и начальника службы безопасности к 10 годам лишения свободы. Двое других сотрудников “Востокредмета” получили по 22 года заключения за статью "измена родине". Гражданин Узбекистана был осужден на 20 лет за "шпионаж в пользу другого государства".
Летом 2011 года в Узбекистане к 20 годам тюрьмы приговорили гражданина Таджикистана Саидкула Ашурова - главного технолога совместной британо-узбекской компании "Амантайтау Голдфилдс", совладельцем которой является британская Oxus Gold. Местное правительство сочло секретными данные, хранившиеся в его компьютере. В самой компании, правда, заявили, что данная информация по большей части имеется в свободном доступе и секретной не является.
В 2012 году в Узбекистане трех женщин суд приговорил к продолжительным срокам лишения свободы, обвинив их в государственной измене, а также шпионаже в пользу Таджикистана, сообщает “Uzdaily.uz” со ссылкой на государственное узбекское телевидение.
По информации узбекских средств массовой информации, жительницы из Узунского района Сурхандарьинской области – Худоярова Кимё, Амонова Гулнора и Хурсандова Раъно – передавали за материальное вознаграждение таджикским специальным службам сведения о воинских частях, объектах правоохранительных структур и органов безопасности Узунского и Сариасийского районов, включая данные о представителях узбекских правоохранительных органов. В приватности, Худоярова была обвинена в том, что произвела фотосъемку здания районного отделения внутренних дел, прокуратуры района и передала фотоснимки сотрудникам спецслужб Таджикистана.
Тогда областной суд города Сурхандарья по уголовным делам, приговорил Худоярову Кимё к пятнадцати годам тюремного заключения, Амонову Гулнору и Хурсандову Раъно – сроком на четырнадцать лет.
За последние годы, как уже сообщалось, в Узбекистане, а также Таджикистане осуждены были десятки людей, которых обвиняли в связях со специальными службами соседней страны.
В начале 2012 года в Узбекистане были приговорены к длительным срокам заключения четыре человека, которые занимались, как утверждалось, сбором секретных сведений для Таджикистана.
По утверждению узбекской стороны, эти люди занимались сбором секретной информации. Суд приговорил их к лишению свободы на сроки от 14 до 20 лет.
В передаче узбекского ТВ утверждалось также, что "шпионскую сеть" организовали бывший дипломатический представитель Таджикистана Бахтибек Назархудоев и бывший представитель Госкомитета национальной безопасности Таджикистана Абдулло Назаров.
В МИДе Таджикистана, как передает узбекская служба "Радио Свобода", заявили, что располагают записью указанной передачи. "Мы ее изучим и, если будет необходимо, выскажем свое мнение на этот счет", - сообщил представитель министерства.
В 2014 году еще три женщины были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за государственную измену и шпионаж в пользу Таджикистана. Осужденные - гражданки Узбекистана Хуршида Бобожонова, Нигора Кодирова и гражданка Таджикистана, этническая узбечка Мархамат Пулатова - получили по 14 лет лишения свободы каждая, передает узбекское агентство 12news.uz.
По данным агентства, все трое проживали в Сурхандарьинской области на юге Узбекистана, граничащей с Афганистаном и Таджикистаном. Узбекские следователи установили, что Кодирова была завербована разведслужбами Таджикистана еще в 2006 году, когда ее задержали в одном из притонов Душанбе за незаконное пребывание на территории соседней республики.
Иностранных шпионов (в основном, которые работают на соседние страны Центральной Азии) в Узбекистане периодически производят задержание и приговаривают на длительные сроки заключения.
Как отмечает «REGNUM», за последние годы десятки людей осуждены были в Республике Узбекистан и Таджикистан по обвинениям в шпионаже (в пользу узбекской и таджикской сторон соответственно).
Разногласия между Ташкентом и Душанбе
Главным яблоком раздора между Узбекистаном и Таджикистаном принято считать намерение таджикской стороны построить Рогунскую ГЭС на реке Вахш, притоке Амударьи. Решение возобновить строительство электростанции, план которой разрабатывался ещё в советское время, было принято в начале 2000-х годов. Плотина высотой 335 метров должна стать самой высокой в мире и превзойти по своим размерам прошлого рекордсмена — плотину Нурекской ГЭС (304 метра), объснило ситуацию в марте 2015 года.
Рогунская ГЭС могла бы не только раз и навсегда решить проблему хронического дефицита электричества в Таджикистане, но и сделать его крупным региональным экспортёром электроэнергии. Для сравнения, если сейчас Таджикистан сталкивается с зимней нехваткой электричества в размере 3 млрд. киловатт-часов, то мощность Рогуна исчисляется более чем 13 млрд. киловатт-часов в год. Тем не менее, Рогунский проект, равно как и каскад Зеравшанских ГЭС, с самого начала вызвал категорическое неприятие Ташкента. И дело даже не только в том, что на период наполнения водохранилища равнинный Узбекистан, расположенный ниже по течению, чем горный Таджикистан, может испытывать существенную нехватку воды (река Вахш даёт 35% объёма Амударьи, воды которой активно используются для орошения в Узбекистане). Дело в том, что создав комплексную систему плотин, Таджикистан сможет контролировать количество воды, поступающей по рекам на территорию своего западного соседа, чего тот, разумеется, не хотел бы допускать. Ведь в таджикских горах находится до 50% среднеазиатских ледников, которые являются источником почти 60% водных ресурсов региона. Учитывая то, что половина населения Узбекистана является сельским, возможность нехватки воды для ирригации представляет собой серьёзную угрозу для страны. К тому же вода Узбекистану нужна не только для полива сельхозугодий. Страна добывает до 90 тонн золота в год и производит существенное количество промышленного урана. Для этого требуются большие водные затраты, причём после промышленного использования вода уже практически не годится для питья и орошения.
Одинаковое недовольство Ташкента вызывают и киргизские гидроэнергетические проекты: ГЭС «Камбарата-1» и «Камбарата-2». Насколько проблема водных ресурсов Средней Азии является болезненной для узбекского руководства видно из заявления Ислама Каримова во время визита в Казахстан в 2012 году. Тогда президент Узбекистана отметил, что противоречия из-за воды могут закончиться войной.
Также важным является то, что возможности партнеров неравные. Население Узбекистана составляет примерно 29,5 миллионов челoвeк, при совокупном ВВП 43,7 млрд. долларов США. Таджикистан населяет 7,6 миллионов человек при ВВП 5,5 млрд. долларов США, писал еще в 2012 году X-News. Что касается военного потенциала, то возможности стран несравнимы. Ослабленный гражданской войной Таджикистан не является конкурентом хорошо вооруженному и тоталитарному Узбекистану.
В январе 2013 года Узбекистан окончательно прекратил поставлять природный газ в Таджикистан. Ввиду того, что на узбекский газ приходилось 95% газа, потребляемого в Таджикистане, экономике последнего был нанесён серьёзный урон. Многие предприятия, включая такие гиганты как ТАЛКО и «Таджикский цементный завод», были вынуждены перейти с газа на уголь.
В результате фактической экономической блокады Таджикистана со стороны Узбекистана товарооборот между двумя старании упал с $300 млн. в 2007 году до $2,1 млн. в 2014 году притом, что потенциальный товарооборот между республиками составляет $500 млн.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон (слева) и президент Узбекистана Ислам Каримов (справа).
Узбекистан занимает ключевое геополитическое положение в Центральной Азии, обладает значительным экономическим, транспортно-коммуникационным и ресурсным потенциалом и является необходимым элементом региональной интеграции, говорит в разговоре с репортером нашего радио «Азаттык» узбекский политолог в эмиграции Ташпулат Юлдашев, проживающий в США.
По его мнению, усилия Узбекистана направлены на установление гегемонии в регионе. «Обходить, игнорировать его - себе дороже. Расчет Ислама Каримова прост: Душанбе никуда не денется, будет вынужден считаться с его позицией, терпеть его капризы, будет вынужден пойти на уступки», - говорит Ташпулат Юлдашев
Первого сентября 2014 года во время празднования годовщины независимости Узбекистана в эфире национального телевидения был зачитан текст поздравительной телеграммы Эмомали Рахмона. Ислам Каримов в свою очередь также направил поздравление своему таджикскому коллеге.
Одиннадцатого сентября того же года впервые за последние шесть лет Ислам Каримов посетил Душанбе. В рамках саммита ШОС состоялась встреча глав Таджикистана и Узбекистана. Атмосфера прошедших переговоров даёт основание полагать, что двусторонние отношения получат позитивный импульс.
На встрече в Душанбе были достигнуты договорённости по налаживанию нормальных отношений между двумя странами. Таджикской стороной было предложено возобновить авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, а также рассмотреть вопрос об упрощении процедуры выдачи виз хотя бы на месяц с тем, чтобы граждане обеих стран могли получать их прямо на границе.
Восьмого января в Душанбе состоялась встреча министра иностранных дел Таджикистана Парвиза Давлатзоды с Чрезвычайным и Полномочным Послом Узбекистана в Таджикистане Шокасымом Шоисламовым. Особое внимание во время беседы было уделено реализации ранее достигнутых президентами двух стран договорённостей.
Вроде бы «холодная война» должна закончиться. Но, как показывает последняя история, с которой мы начали обзор, что-то еще не складывается.
Стоит назвать еще некоторые причины агрессии Ташкента против Душанбе:
- Неконкурентоспособность экономики. Узбекская валюта (сумм)- самая слабая единица Центральной Азии. Внешняя политика является экономически невыгодной: налог на импорт в стране составляет 120%;
- Наиболее сильной страной Центральной Азии является Узбекистан. Сразу после обретения независимости лидером региона стал Ташкент. Проводя внешнею политику, ориентированную на США, Таджикистан смог успешно конкурировать с Россией.
- Исторический фактор. До 1929 года Таджикистан был автономным в составе Узбекской ССР;
- Страх внутреннего социального бунта. Для этого нужно сосредоточится на внешнем враге и не позволить конкуренту стать автономным и самостоятельным.
Навязчивая рука Госдепа
То, что США давно рассматривают постсоветскую Среднюю Азию как полигон своей политики, не секрет.
В частности, президент Таджикистана Эмомали Рахмон и командующий Центральным командованием США генерал Ллойд Остин обсудили в четверг вопросы сотрудничества двух стран в сфере обороны и региональной безопасности.
"Сегодняшняя повестка двухсторонних межгосударственных отношений Таджикистана и США охватывает различные вопросы, но особое место в нем занимает тема обеспечения мира и стабильности в регионе, так как этот вопрос связан с ситуацией в Афганистане", — цитирует слова Рахмона пресс-служба президента.
Генерал Остин, в свою очередь, высоко оценил роль Таджикистана в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии и поддержки страны войскам ISAF (Международные силы содействия безопасности — ред.) в Афганистане. Он также передал Рахмону и таджикскому народу слова благодарности руководства США.
"Таджикистан, имеющий в регионе самую протяженную границу с Афганистаном, играет ключевую роль в борьбе с распространением терроризма, экстремизма и незаконного оборота наркотиков", — подчеркнул глава Центкома США.
Американцы и европейцы уже давно и очень масштабно взаимодействуют с таджикским правительством в военном отношении. Особенно преуспевая в вопросах связанных с охраной границ. За последние несколько лет только по программе БОМКА (программа содействия управлению границами в ЦА) было вложено более 500 миллионов долларов в реконструкцию пограничных постов, застав и мостов через Пяндж. Но если в предыдущие годы речь шла исключительно о восстановлении объектов инфраструктуры, то теперь стали подниматься и вопросы обучения таджикского военного рассматривается экспертами как регион наибольшего противостояния между Россией и США в Средней Азии.
Правда, параллельно и также давно США вооружают и Узбекистан. То, что США предоставляют Узбекистану малые разведывательные беспилотники, стало уже секретом Полишинеля в Вашингтоне.
США также снабжают вооруженные силы Узбекистана приборами ночного видения, бронежилетами и системами навигации GPS. Ходят вполне правдоподобные слухи, что в Вашингтоне рассматривается вопрос о предоставлении или продаже Узбекистану и более серьезной военной техники.
На вопрос, зачем США нужен плацдарм в Узбекистане. В частности, речь идет о трех главных причинах повышенного внимания в США к региону. Во-первых, вывод американских войск из Афганистана лишает американцев нынешнего плацдарма в Центральной Азии - крайне важном регионе с точки зрения международных торговых путей и энергоресурсов. Во-вторых, Соединенным Штатам крайне важно контролировать эту территорию из-за объявленной Китаем концепции «Великого шелкового пути» - увеличения торговли с Европой через сухопутные маршруты, которые, в отличие от морских, не могут быть перекрыты американским или любым другим флотом. В-третьих, американцам нужно как-то отвечать на укрепление позиций России в регионе.
С учетом всех трех задач, Узбекистан является единственным потенциальным кандидатом на роль плацдарма.
Ну а пока Вашингтон предложил Узбекистану присоединиться к коалиции против террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), сообщил заместитель помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дэниэль Розенблюм, находящийся с визитом в Ташкенте.
«Мы попросили Узбекистан и многие другие страны присоединиться к коалиции, задачей которой является не только военное противостояние (террористам), но и борьба с финансированием ИГ, а также обмен информацией о передвижениях (исламистов) через границы, — отметил он, передает ТАСС. — С точки зрения нашего сотрудничества в области безопасности с Узбекистаном мы также видим развитие в сфере активизации обмена информацией между нашими службами безопасности»..