По данным Роспотребнадзора, ежедневно в России выявляют 300 случаев заражения вирусом иммунодефицита, а 20 тысяч инфицированных умирают ежегодно. Московская область — не исключение, и она охвачена эпидемией. 36 тысяч жителей Подмосковья заражены ВИЧ-инфекцией, пишет корреспондент издания «Йод» Дарина Шевченко. В год выявляют примерно 3400 новых случаев заражения вирусом иммунодефицита. Ретровирусная терапия необходима 10 тысячам человек, остальные нуждаются в регулярном наблюдении.
Единственный в Московской области центр профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний занимает всего 400 кв.м. В это маленькое помещение ежедневно приходят полтысячи больных. Они часами стоят в очереди, как в вагоне метро в час пик. Несмотря на крайнюю стесненность, врачи центра помогают большинству ВИЧ-инфицированных Подмосковья: лечат, обследуют, предоставляют юридическую и психологическую поддержку. Дарина Шевченко узнала, как у них это получается.
Московский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями расположен около метро «Проспект мира». Он занимает часть одного из корпусов Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского. По Центру невозможно пройти, чтобы кого-нибудь случайно не задеть, настолько он маленький. В регистратуру — одно окошко — стоит очередь из десяти человек. Она завалена медицинскими картами пациентов до потолка. Создается ощущение, что документы в любой момент могут упасть прямо на работника регистратуры.
Их просто негде больше хранить. Рядом с регистратурой, в закутке, где с трудом умещается письменный стол, сидит главный бухгалтер. Небольшой коридор заполнен больными: мужчины и женщины разного возраста и социального статуса терпеливо ждут своей очереди. Они приехали из Дмитрова, Серпухова, Коломны, Волоколамска и других городов Подмосковья. Многие из них потратили на дорогу больше трех часов.
Фото: Андрей Махонин | Йод
Чтобы приехать в центр профилактики СПИДа, инженер Даниил из Химок отпрашивается на полдня с работы. Сначала он стоит в очереди на прием к врачу — час или два, иногда и три. Потом еще 60 минут ждёт в очереди в аптеку. Летом ему душно, потому что коридор плохо вентилируется, зимой — жарко, так как приходится ждать в верхней одежде. В гардеробе для всех посетителей центра не хватает места. «В центре очень тесно, но все, что нужно врачи делают. Мне они помогают много лет », — рассказывает Даниил.
Он узнал о том, что ВИЧ-инфицирован, в 2007 году. Жена Даниила во время беременности сдавала анализы и выяснила, что у нее вирус иммунодефицита. Вскоре на фоне ослабления иммунитета женщина заболела раком матки. У нее были сильные кровотечения, а в больницах из-за ВИЧ отказывались госпитализировать. «В центре нас поддерживали лекарствами и советами. Например, врач сказал, что если у супруги начнется кровотечение, её надо на своей машине быстро везти в больницу. А если откажутся принимать, то объяснять, какие будут юридические последствия», — рассказывает Даниил.
в 2014 году 31% заразились при употреблении наркотиков, 63% — через половые контакты с партнерами другого пола, 6% — во время гомосексуальных половых связей
Его жена умерла в 2010 году, но он до сих пор благодарен врачам центра за то, что не остался один в этой беде. «К ВИЧ-инфицированным относятся в России, как к отбросам. Многие врачи в том числе. Причина — невежество людей из отсутствия информации о том, что такое ВИЧ, как он передаётся, и кто в группе риска. Жители России не знают — уже давно нет групп риска. Основной путь передачи ВИЧ — гетеросексуальный половой контакт. Значит, любой может заболеть.
В подмосковном центре профилактики СПИДа я часто в последнее время встречаю знакомых из своего города. Больных становится больше, а помещение остается маленьким. Из-за этого врачи уже с трудом справляются с потоком нуждающихся», — говорит Даниил.
По данным мониторинга Центра по борьбе со СПИДом Московской области, в 2014 году 31% заразились при употреблении наркотиков, 63% — через половые контакты с партнерами другого пола. В первой группе больше мужчин, во второй — женщин. 6% получили ВИЧ во время гомосексуальных половых связей.
Люди тихо стоят в очереди, некоторые прислонились к стене, многие выглядят усталыми. «Сейчас пациентов еще мало. А бывает так, что приходится протискиваться между ними, если я иду в лабораторию», — рассказывает заведующая лечебным отделением Елена Орлова-Морозова.
Фото: РИА Новости
Клинико-диагностическая лаборатория центра занимает четыре кабинета общей площадью 80 квадратных метров. Между высокотехнологичным оборудованием, которым сотрудники центра очень гордятся, с трудом может пройти один человек. Заведующий лаборатории Игорь Серков рассказывает, что новая техника позволяет максимально точно измерять колебания в иммунной системе, но пространство для лаборатории должно быть в десять раз больше.
Серков говорит, что он не жалуется, а просто выполняет свою работу в соответствии с требованиями государства. На вопрос, как ему это удается, Серков отвечает, что сотрудники центра за несколько лет работы в таких условиях адаптировались. «У пациентов, которые долго ждут своей очереди в тесноте, из-за стресса меняется химический состав крови. Это влияет на результаты анализа, но мы и к этому приспособились. Учитываем этот фактор, когда делаем исследование», — рассказывает Орлова-Морозова. Она говорит, пациенты часто жалуются на то, что приходится так долго ждать, скандалят и нервничают.
«У пациентов, которые долго ждут своей очереди в тесноте, из-за стресса меняется химический состав крови. Это влияет на результаты анализа»
В двадцатиметровом кабинете сразу три инфекциониста и три медсестры принимают своих пациентов. Люди находятся так близко, что почти касаются друг друга плечами. Врачи рассказывают, что им шумно и душно. Во время опроса больным приходится задавать вопросы личного характера, но сохранить конфиденциальность не получается. Некоторые пациенты смущаются присутствия других больных и не хотят отвечать.
Педиатр Евгений Смирнов делит с коллегой кабинет чуть больше 10 квадратных метров. Четверг в центре — детский день. По закону, для детей с ВИЧ должен быть отдельный вход и помещение. У центра нет такой возможности, и врачи выделили один день в неделю для приёма несовершеннолетних. Смирнов консультирует в день примерно пятьдесят больных. На каждого он может потратить не больше пяти минут. Но если ребёнок тяжело болен, Смирнов уделяет ему времени столько, сколько нужно. Для рабочего места еще одного педиатра нет свободного пространства. «Количество детей с ВИЧ растет. В „детский“ день центр переполнен. Все чаще ко мне на прием приходят родители, которые взяли под опеку или усыновили детей с ВИЧ», — говорит Смирнов. Педиатр не жалуется и не хочет никого критиковать.
Главврач Центра Александр Пронин, заведующая лечебным отделением Елена Орлова-Морозова и заместитель главного врача по медицинской части Григорий Каминский (Фото: Андрей Махонин | Йод)
Орлова-Морозова рассказывает: чтобы сдерживать эпидемию ВИЧ в Московской области, центру надо срочно нанимать новых сотрудников. А их некуда сажать. Другая проблема: врачей различных специальностей в поликлиниках и больницах нужно обучать оказанию медицинской помощи людям с ВИЧ. Этим центр занимается давно, благодаря чему в Подмосковье женщины с ВИЧ могут рожать в любом роддоме — это редкость. Во многих городах, например, в Казани есть только один роддом, куда принимают женщин с вирусом иммунодефицита, и условия там оставляют желать лучшего.
Но проводить учебные программы центру негде. Главврач Александр Пронин говорит, что у сотрудников центра много идей, как сделать помощь больным с ВИЧ более качественной, но необходимо новое здание. «Из 400 квадратных метров мы „выжали“ все возможное. Мы достигли снижения смертности от СПИДа за счет универсального доступа к лечению и предупреждения передачи ВИЧ от инфицированной матери ребенку, свели этот риск к минимуму. Сейчас нам жизненно необходимы новые площади чтобы развиваться и использовать наш огромный опыт», — говорит Пронин.
Подмосковный центр — самый маленький по площади в стране среди регионов с населением больше миллиона. Даже в Якутии, где меньше 2000 ВИЧ-инфицированных, недавно построили центр профилактики ВИЧ площадью несколько тысяч квадратных метров.
Возникает вопрос — почему единственный в Московской области центр по профилактике и борьбе со СПИДом находится в таком стесненном положении. В правительстве Московской области не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, но обещали предоставить комментарий в ближайшее время.
Дарина Шевченко, «Йод» http://yodnews.ru/2015/08/03/hiv
|