Сегодняшнее заседание Мещанского суда по делу Быкова было одним из самых противоречивых. Свидетельские показания давали следователь из Красноярска Сергей Назаров и администратор Центрального рынка города Геннадий Волков. Назаров называл Струганова бандитом и говорил о полном контроле над Быковым со стороны правоохранительных органов. Волков же рассказывал о людях, которых пытали за то, что они отказались давать показания против Струганова. «У нас в Красноярске ходит синдром болезни Быкова. Это страх», - сказал он. Репортаж Юлии Папиловой.
Администратор
Геннадий Волков рассказал суду, как в начале сентября 2000 года на Центральный рынок пришли «молодые боксеры» от Быкова и потребовали, чтобы Волков и его друзья убирались с рынка. Мотивировка была простой: Волков – товарищ Олега Яроцкого (он один из учредителей ООО «Центральный рынок»), а тот – друг Струганова. «Эти люди, – вспоминал Волков, – сказали нам, что все мыши уже сбежали, Яроцкий и Струганов из города уже уехали, одни мы остались».
Все это Волков рассказал в местном РУБОПе. Там ему посоветовали разрешить конфликт собственными силами и для начала поговорить с самим Быковым. «Но я к нему не поехал. У нас в Красноярске у всех синдром болезни Быкова. Страх», – объяснил Волков суду.
После неудачного похода в РУБОП некто проинформировал Волкова о том, что Быков велел «сломать ему хребет». Волков срочно уехал в Москву. 4 октября он по радио узнал об убийстве Струганова. Тогда он отправился в московский РУБОП, где еще раз рассказал о разборках вокруг рынка и о взаимоотношениях Быкова со Стругановым. Потом, узнав об аресте Быкова, вернулся в Красноярск.
Там его сразу задержали местные рубоповцы по подозрению в неком убийстве на трое суток. «Никаких вопросов про убийство мне не задавали, – рассказал Волков, – я даже толком не понял, кого убили. Все трое суток меня обрабатывали. Спрашивали, зачем я ходил в московский РУБОП, и говорили, что лучше бы я молчал. Потом отпустили. Но другие наши ребята с рынка отсидели по восемь месяцев по обвинению в хищениях. Все это время их страшно пытали и заставляли давать показания против Струганова в пользу Быкова».
Следователь
Начальник отдела по расследованиям убийств УВД Красноярска Сергей Назаров был вызван в суд по одному из самых первых ходатайств адвокатов Быкова. В свое время именно Назаров расследовал дела по убийствам неких Губина и Михайлова (обвинение в организации убийства Губина было предъявлено Быкову. – "ГАЗЕТА"). В связи с этим делом Быков летом 1999 года провел месяц в красноярском ИВС, а его адвокаты неоднократно подавали жалобы на неправомерные действия Назарова. Ни одна из них не возымела действия, но все обвинения с Быкова тогда были сняты. Впрочем, Павел Струганов заявил суду, что обвинения с Быкова были сняты не без участия Назарова, которого Быков якобы успел расположить к себе, находясь в СИЗО.
Помимо прочего, Назаров подробно отвечал на вопросы, касающиеся личности Струганова. В частности, о том, связан ли Струганов с какими-либо людьми из алюминиевого бизнеса. «Про это я ничего сказать не могу, – ответил Назаров, – зато я знаю о связи Струганова с одной московской преступной группировкой, от которой он получил 300 тысяч долларов».
За что именно были уплачены эти деньги, Назаров не рассказал, сославшись на тайну следствия. Но эта сумма уже упоминалась в суде. Ее назвал бывший друг Струганова Валерий Михеев. По его сведениям, эти деньги Струганов получил за то, чтобы скомпрометировать Быкова перед правоохранительными органами. Впрочем, Михеев также не уточнял, кто именно их заплатил. Сам же Струганов рассказал, что у него в депозитарной ячейке действительно хранились 300 тыс. долларов. Они были изъяты во время следствия. О происхождении денег он говорить не стал.
Только заметил, что после выемки во всех показаниях против него стала фигурировать эта сумма.
Назаров также рассказал, как Струганов в сопровождении сотрудников ФСБ приезжал к директору Центрального рынка Ольге Якуниной и убеждал ее дать показания против Быкова. С этой же целью Струганов навещал в СИЗО неких осужденных (скорее всего, имелись в виду друзья Струганова Олег Яроцкий и Андрей Решетов, которые будут давать показания по делу Быкова).
Струганов слова Назарова подтвердил: «Я действительно встречался с людьми и просил их не бояться выступать против Быкова». Несколько вопросов задал Назарову и сам Струганов.
– Вам известен такой фразеологизм «преступное сообщество Быкова»?
– Мне известна фраза «преступная группировка Струганова».
– Согласовывали ли вы с Быковым, как давить на людей, чтобы они давали нужные показания?
– Причем тут вообще Быков! Такие вопросы я могу обсуждать только со своим начальством.
– Готовы ли пройти проверку на новых детекторах лжи?
– Эти детекторы с 60-х годов работают. Им цена – ноль.
СПРАВКА
Бывший председатель совета директоров КрАЗа Анатолий Быков обвиняется в покушении на убийство Павла Струганова. В сентябре 2000 года о готовящемся покушении на Струганова в ФСБ сообщил Александр Василенко, которого Быков якобы нанял для убийства. 4 октября в Москве правоохранительные органы инсценировали убийство Струганова, а через сутки в Красноярске был задержан Быков. В декабре прошлого года, за месяц до начала процесса над Быковым, Василенко отказался от своих показаний, заявив, что подставил Быкова по приказу Струганова. А в январе сам Струганов был арестован в Красноярске по подозрению в организации взрыва на одном из избирательных участков города. В настоящий момент и Быков, и Струганов находятся под стражей и участвуют в судебном процессе. Местонахождение Василенко суду не известно.
|