«Мутная история завертелась в своё время вокруг объявленного в сентябре прошлого года тендера «Расчистка русла Донской балки в селе Донская балка Петровского района Ставропольского края для обеспечения государственных нужд Ставропольского края» (заказчиком работ являлось министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополья). В переводе на общедоступный язык это означает, что русло балки нужно было очистить от различного природного и техногенного мусора. Потому как из-за захламлённости этой местной природной «достопримечательности», по дну которой протекает речушка, разливающаяся ежегодно во время весенних паводков, некоторые населённые пункты района постоянно подвергаются затоплению. Проблема эта требовала решения давно и настойчиво, но деньги в краевой казне нашлись только в прошлом году. Участие в конкурсе на расчистку злосчастной балки приняли семь ставропольских компаний, в том числе ООО «СпецАвтоСтрой» из Михайловска и ООО «Кавказстройинвест» из Ставрополя, между которыми впоследствии развернулась нешуточная борьба, обернувшаяся историей с явным криминальным уклоном и неясной перспективой её «разруливания». Подробности в расследовании журналиста Юрия Алексина.
Долгое сутяжничество
Итак, рассмотрев заявки и документацию участников, конкурсная комиссия определила победителя тендера – ООО «СпецАвтоСтрой», предложившего самую низкую стоимость работ по очистке русла – 33 999 000 рублей.
Контракт с победителем был заключён, предприятие приступило к выполнению работ, закончить которые по условию контракта необходимо было до 31 декабря 2014 года. Однако спокойная жизнь длилась недолго.
– Вскоре мы узнали, что директор ООО «Кавказстройинвест» господин Назаренко посчитал себя несправедливо «обойдённым» членами конкурсной комиссии, якобы неправильно присудившими победу нашей компании, и подал в краевой Арбитражный суд исковое заявление. В котором просил признать торги недействительными, а следовательно, расторгнуть госконтракт, заключённый с нами, а также обязать конкурсную комиссию повторно рассмотреть и оценить заявки, – рассказывает директор ООО «СпецАвтоСтрой» Денис Пшеничный. – Кроме того, он ходатайствовал о применении обеспечительных мер в виде запрета заключать Минприроды СК с нами контракт. Сначала суд наложил обеспечительные меры, и работы у нас застопорились. Потом, вникнув в суть, отказал г-ну Назаренко в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Но тот не успокоился и ещё не раз обжаловал это судебное решение в вышестоящих инстанциях. Однако и там получал отказ за отказом.
Уголовная «сатисфакция»
Пока длилась эта долгоиграющая тяжба, А. Назаренко, видимо, в предчувствии своего неминуемого проигрыша в арбитраже решил пойти ва-банк. И отбить у конкурента хоть какие-то деньги.
– В декабре прошлого года моему заместителю Г. Булыгину от директора «Кавказстройинвеста» А. Назаренко и представившейся юристом этой компании некоей Л. Шиповской поступил ультиматум, – продолжает Д. Пшеничный. – ООО «СпецАвтоСтрой» выплачивает им 5 млн рублей «моральной компенсации», и тогда они отзывают из суда свой иск. А если нет, то тогда пеняйте на себя – дескать, в арбитраже у них всё схвачено, и они добьются того, что контракт будет разорван, а те 40 млн рублей, которые мы получили и уже освоили, выполнив практически все требуемые работы, нам придётся вернуть.
Опешив от такой наглости, Г. Булыгин для вида согласился уговорить начальство дать конкурентам «отступного», но незамедлительно написал заявление о вымогательстве в соответствующие органы. И при передаче денег, состоявшейся 17.12.2014 г. на улице Вокзальной в Михайловске, с поличным сотрудниками полиции была задержана бухгалтер «Кавказстройинвеста» Шиповская. Сам г-н Назаренко за мздой предпочёл не являться, отправив «на дело» подчинённую. Настоящий мужской поступок, чего уж там. В итоге в отношении Назаренко и Шиповской 12 марта этого года в следственном отделе МВД РФ по Шпаковскому району было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершённое организованной группой лиц в особо крупном размере». Однако уже на следующий день это постановление следователя было… отменено заместителем прокурора района Д. Бородиным. В надзорном ведомстве по какой-то для меня совершенно не ясной причине не увидели в действиях фигурантов признаков инкриминируемого им преступления.
Гляжу в книгу, вижу…
Вот честно, читая постановление зампрокурора района, только диву даёшься нелогичности и непоследовательности человека, составлявшего этот документ. Впечатление, что аргументы, почему Шиповская и Назаренко не мошенники, выдумывались на ходу. Так, г-н Бородин, описывая, почему, по его мнению, Назаренко и Шиповская не виноваты в инкриминируемых деяниях, апеллирует к п. 2 Постановления Верховного суда РФ № 51 от 27.12.2002 г., гласящему: «Обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьёй 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений…, направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение».
Казалось бы – картина маслом: как раз все перечисленные действия, квалифицируемые ВС РФ как мошенничество, Назаренко и Шиповская совершили. Сговорились, нагородили с три короба, что имеют возможность повлиять на исход судебного процесса, под эту дудку намеревались завладеть чужими деньгами. Однако зампрокурора считает, что действия господ из «Кавказстройинвеста» не имели ни прямого умысла, ни корысти. Дескать, Назаренко и Шиповская наивно полагали, что получение отступного за отзыв иска из суда – дело законное. Это они вычитали в постановлении Высшего Арбитражного суда России № 50 от 18.07.2014 г. «О примирении сторон в арбитражном процессе». А раз они полагали, что действуют законно, значит, состава преступления нет.
Прямо святая простота, которая, правда, как говорят в народе, хуже воровства. Вынужден разочаровать господина Бородина. Во-первых, ничего подобного про отступные, сопряжённые с угрозой «если не заплатите, «надавим на судью», в качестве законного способа примирения сторон в документе ВАС РФ и близко нет. Можете перечитать документ, он находится в свободном доступе, и там чётко прописаны критерии и процесс заключения мирового соглашения. И, во-вторых, многие преступники полагают, что действуют законно, но что-то впервые слышу, чтобы эти заблуждения являлись поводом для непривлечения к уголовной ответственности.
И совсем уж не понятно, чем руководствовался зампрокурора в попытке отвести от подозреваемых обвинение в мошенничестве, ссылаясь в своём постановлении об отмене возбуждения уголовного дела на п. 21 всё того же Постановления ВС РФ № 51 от 27.12.2002 г., являющегося непосредственной инструкцией для судей, а не органов предварительного следствия и прокуратуры: «При рассмотрении дел об указанных преступлениях, совершённых двумя и более лицами, суду надлежит выяснить, какие конкретно действия, непосредственно направленные на исполнение объективной стороны этих преступлений, выполнял каждый из соучастников».
В общем, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Но как бы то ни было, уголовное дело обездвижено, материалы возвращены следователю для «проведения дополнительной проверки и принятия законного и обоснованного процессуального решения». Намеренно это сделано или без задних мыслей – вот в чём вопрос.
История с хвостом
А вопрос, кстати, вполне резонный. Ведь господину Назаренко не привыкать оказываться под уголовным преследованием и выходить сухим из воды. А без сильных покровителей хотя бы в лице Фортуны в таком деле вряд ли обойтись. Например, как объяснить тот факт, что уголовное дело по факту хищения г-ном Назаренко пяти миллионов бюджетных средств едва тихо не умерло? Дело в том, что при выполнении госконтракта по расчистке русла реки мокрая Буйвола в селе Спасском Благодарненского района г-н Назаренко умышленно завысил стоимость работ и прикарманил деньги. Сообщение об этом преступлении было зарегистрировано 30.08.2012 г. в УМВД России по Ставрополю. Показательно, что, по данным «Ставропольского репортёра», информировало правоохранителей о махинациях со стоимостью работ частное лицо, а не чиновники, которые по долгу службы должны контролировать такие процессы. Но, как уже говорилось, чиновникам не до таких мелочей, как надзор за рачительностью расходования казённых миллионов.
Два с лишним года (!) – срок просто немыслимый по длительности для доследственной проверки, на которую закон отводит 10 дней – потребовалось правоохранителям, чтобы установить факт хищения и возбудить в отношении Назаренко уголовное дело всё по статье за мошенничество. Однако и тут в роли вольного или невольного ангела-хранителя директора «Кавказстройинвеста» выступила прокуратура, отменившая постановление о возбуждении уголовного дела из-за якобы неправильной квалификации деяний подозреваемого и отправившая материалы на новое расследование. В общем, пока дело путешествовало по инстанциям, проверяясь да дорасследуясь, вышли все сроки давности привлечения подозреваемого к уголовной ответственности. Люди в погонах с облегчением вздохнули и уголовное дело закрыли. Однако после запроса «Ставропольского репортёра» в прокуратуру края, направленного в марте этого года, материалы вновь извлекли из долгого ящика, постановление о прекращении уголовного дела отменили и отправили дело на доследование. Впрочем, три месяца спустя о его судьбе – ни слуху, ни духу.
Кроме того, по неподтверждённым пока официально данным (соответствующие запросы уже направлены в правоохранительные структуры), таких уголовных дел, связанных с госконтрактами, было и есть в истории руководителя «Кавазстройинвеста» достаточно. Точка или запятая?
Впрочем, сдаваться в стремлении наказать «обидчика» руководитель ООО «СтавАвтоСтрой» не намерен.
– Мы написали жалобу в суд на постановление зампрокурора Шпаковского района об отмене возбуждения уголовного дела в отношении Назаренко и Шиповской в суд и прокуратуру, – говорит Денис Пшеничный. – Направили соответствующее обращение и губернатору края с просьбой взять эту историю под контроль. Ведь если бы Назаренко довёл свой умысел до конца, убедив суд не снимать обеспечительные меры и дать нам провести работы по расчистке балки, сложилась бы катастрофическая экологическая ситуация для жителей с. Донская Балка. Их дома и так долгое время подвергались подтоплениям, только в 2011 году в результате паводка пострадало 273 строения. Был бы нанесён значительный экономический ущерб бюджетам Российской Федерации и Ставропольского края, так как незаключение контракта привело бы к срыву проведения работ, имеющих сезонный характер. В результате огромную работу по подготовке и проведению конкурса уполномоченным органам пришлось бы проводить заново. Чем закончится наша борьба – покажет время» - отмечает издание. «Ставропольский репортёр» тоже в свою очередь обещает, что будет пристально следить за развитием событий этой бюджетно-криминальной эпопеи.
|