Недавно в ряде СМИ была опубликована информация о странных событиях, предшествовавших назначению прокурором Самарской области Александра Ефремова. В 1996 году прокурор Кировского района города Самары Александр Фёдорович Ефремов в одночасье стал сразу прокурором Самарской области, миновав должности зам. прокурора города, прокурора города и зам. прокурора области.
Внимание журналистов привлёк не столько неожиданный карьерный скачёк, сколько события, предшествовавшие назначению Ефремова главным областным прокурором. Ещё в бытность прокурора района Александр Фёдорович поставил свою подпись под документом, снимающим арест со счёта, на котором находился причитающейся государству миллиард рублей. Деньги бесследно исчезли, а Ефремов стал прокурором области.
Дело о групповом изнасиловании
Возможно, и снятие ареста с миллиарда, и повышение по службе - лишь два случайно совпавших по месту и времени события, однако на этой неделе мы узнали о нескольких громких уголовных делах, в которых так или иначе фигурирует Ефремов и в которых также очень много совпадений и случайностей. Одно из самых страшных и загадочных - дело Марчелло.
В начале мая 1999 года вся Самара была потрясена дерзкой выходкой бандитов в Петра-Дубраве, пригороде Самары. 7 мая местный авторитет Сергей Марченко (Марчелло) устроил в своей резиденции, которая располагалась в здании Петра-Дубравской пожарной части, шумный праздник для своих подельников. К вечеру ребятам из наводившей на Петра-Дубраву ужас бригады Марчелло стало скучно. Местным мафиози не хватало женского общества. Проблему решили быстро. Девушек стали отлавливать прямо на улицах города и доставлять в особняк Марченко. Всего за несколько часов с автобусных остановок и безлюдных улиц Петра-Дубравы похитили тринадцать девушек, большинство из которых были несовершеннолетними.
До сих пор девушки боятся вспоминать и думать о том, что происходило в здании пожарной части. Их насиловали до утра. Тех, кто сопротивлялся, кидали в бассейн с ледяной водой, избивали и опять насиловали. К утру девушек отпустили, намекнув, что о случившемся лучше помалкивать. В принципе, намекать-то не имело смысла. Жители Петра-Дубравы и так пытались обходить стороной здание пожарной части, превращённое в штаб-квартиру Марчелло, и все давно знали, что с людьми Марченко лучше не вступать в контакт. О том, что происходило в ночь с 7 на 8 мая стало известно совершенно случайно. Брат одной из похищенных, не дождавшись помощи от петра-дубравских милиционеров, обратился в областное ГУВД. Уже через день все подозреваемые были допрошены. Однако дальше дело не сдвинулось. По вполне понятным причинам, 8 из 13 девушек заявили, что их не насиловали и что всё происходило с их полного согласия. Однако вскоре депутат губернской думы Александр Белоусов, по просьбе родственников потерпевших девушек, обращается в областное ГУВД с требованием должным образом разобраться в этой истории. Разбираться с группировкой Марченко ГУВД поручает межрайонному отделу по борьбе с убийствами. 28 августа сотрудники МОБУ в сопровождении СОБРа провели обыск в резиденции Марчелло. В результате у одного из подчинённых Марченко нашли наркотики, однако после короткого допроса его и Марчелло отпускают. Буквально на следующий день петра-дубравский авторитет уже стоял на пороге ведомства нашего героя Ефремова. Вскоре областная прокуратура возбудила дело уже против сотрудников МОБУ, поверив рассказу Марчелло о том, как из него под пытками выбивали показания сотрудники отдела по борьбе с убийствами ГУВД. Мы не берём на себя смелости утверждать, что г-н Ефремов каким-то образом связан с преступным миром Самарской области, однако такое рьяное участие в защите прав и свобод криминальных авторитетов наводят на определённые мысли.
Дело Кузнецова и Нетесова
Кстати, фамилия прокурора Ефремова постоянно упоминается в связи с ещё одним делом, связанном с криминальными авторитетами Виталием Кузнецовым и Андреем Нетёсовым. С 1995 года различные районные прокуратуры Самары вели дела по убийствам местных предпринимателей, а в 1997 году выяснилось, что ко всем этим убийствам имеют отношение Кузнецов и Нетёсов, после чего дела были объединены в одно, принятое к производству областной прокуратурой, возглавляемой Ефремовым. К этому времени практически все члены банды уже находились за решёткой и им было предъявлено обвинение в причастности к 10 убийствам. В конце 1998 года обвиняемые начинают знакомиться с материалами дела и в это же время происходит первое странное ЧП. В феврале 1999 года из стен СИЗО №1 пропал при весьма загадочных обстоятельствах один из 24 томов уголовного дела. Утром в изолятор из областной прокуратуры привезли аккуратно подшитые документы, а вечером при проверке в папке нашли только старательно нарезанные листы газет. Вскоре после этого решением областной прокуратуры из СИЗО выпускают трёх членов банды: Романа Давыдкина, Сергея Каляева и Владимира Ищенко. Последний, выйдя на свободу, сразу пустился в бега. Первое же судебное заседание вообще закончилось не успев начаться. Судья просто вернул дело на доследование, потребовав восстановить утраченные документы. Однако возвращение дела в недра областной прокуратуры ознаменовалось очередным исчезновением. В ходе доследования пропал ещё один том уголовного дела. Вдобавок ко всему в июне 1999 года на свободу вышли ещё два члена группировки: Валерий Литвинов и Андрей Нетёсов. А потом и вторая попытка рассмотрения дела в суде ни к чему не привела. Дело опять отправили на доследование и опять с требованием восстановить утраченные документы.
Мы не можем утверждать, что Ефремов имеет к пропаже уголовных дел прямое отношения, но подобный бардак с хранением документов довольно показательно иллюстрирует порядки в самарской прокуратуре.
Дело о похищенных плитах
Утром 24 октября 1998 год на на территорию гаражно-строительного кооператива №135, расположенного через дорогу от АО "Самарская картонажная фабрика", заехали два автокрана. Они погрузили в три подъехавших КАМАЗа хранившиеся на территории ГСК железобетонные плиты, предназначенные для строительства гаражей. Охранники фабрики скучающе наблюдали за тем, как увозят стройматериалы на 200 тысяч рублей. Все были уверены, что плиты увозят с согласия дирекции.
Плиты на территории ГСК хранились согласно договору, заключённому между кооперативом и строительной фирмой "Надежда". Кражу стройматериалов так и не была раскрыта, однако во время следствия по этому делу, сотрудников правоохранительных органов неожиданно привлекла фигура директора картонажной фабрики, расположенной через дорогу от кооператива, откуда украли плиты. Вскоре на директора фабрики Владимира Голубева заводят дело. Его обвинили в мошенничестве и превышении служебных полномочий. Голубева осудили на 7 лет, а во главе фабрики стал некто Дмитрий Мамонтов.
Возможно, это лишь совпадение, но директор фирмы "Надежда" Петухов, чьи плиты украли из ГСК, когда-то работал вместе с Ефремовым в органах внутренних дел. И ведь именно Ефремов негласно руководил следствием по директору картонажной фабрики. Говорят, что Мамонтов - приятель Петухова. Возможно, это всего лишь очередное совпадение, ведь подтвердить это может только следствие, но одновременно со сменой владельца на картонажной фабрике в райцентре Красный Яр начинают строить шикарный особняк, в который последнее время часто заезжает прокурор области Ефремов.
Кстати о собственности Ефремова ходят легенды. Говорят, что Самарский прокурор с семьей проживает в трёх роскошных квартирах. Причем одновременно. Это элитное жилье расположено в Самаре по адресам: ул. Молодежная, ул. Дмитрова, ул. Чапаевская. Кроме того, говорят, что Александр Ефремов имеет в своем распоряжении роскошный коттедж на участке "7-я просека", расположенный по адресу ул. Фрунзе, 37. Стоимость этого особняка не решился определить даже высококвалифицированный эксперт по недвижимости, заявив, что "этот дом и земля стоят целое состояние".
Считается, что о благополучии человека можно судить по тому, как живут его подчинённые. К нам в редакцию попал документ, согласно которому, заместителю Ефремова принадлежит пятикомнатная квартира площадью более 200 метров в самом престижном районе Самары, на улице Фрунзе. Самое интересное, что квартира эта, по нашим данным, первоначально предназначалась лично главе "Самараэнерго". Стоит ли говорить о том, что в своё время у главы "Самараэнерго" был конфликт с налоговой полицией и что, по нашей информации, областная прокуратура этот конфликт смогла уладить. Кстати, по документам, эта квартира была приобретена Галузиным (1-ый зам. Ефремова) за 360000 рублей. Рыночная оценка же прокурорской недвижимости по результатам проверки налоговой инспекции в 99 г. была чуть больше 670 тысяч. Реальная же стоимость в несколько раз больше. Так как квартиру-то первоначально для себя делал руководитель "Самараэнерго", а Галузину она досталась со всей элитной мебелью, бытовой техникой, евроремонтом и т.д.
Мы не имеем право утверждать, что благополучие прокурорских начальников и закрытые или недоведённые до должного логического конца уголовные дела как-то между собой связаны. Мы всего лишь ищем логику в подобных совпадениях.
Обсудить материал в форуме
Еще на эту тему:
"И милиция и прокурор и наркоманы все за одно" - ОРТ, "Человек и закон"
Права человека - НТВ, "Криминал"
Тайна головокружительного взлёта прокурорской карьеры - Комсомольская правда
"Миллиардное дело" - НТВ, "Криминал"
Деньги вышли из тюрьмы. А прокурор пошёл на повышение - Новая газета
Ефремов и выборы - НТВ, "Криминал"
|