Жизненный путь Александра Ефремова изобилует загадочными совпадениями. Кое-какие странности своей биографии он и сам не скрывает. Даже любит вспоминать, как достиг своей высокой должности, перепрыгнув через целых три ступеньки служебной лестницы. Пересел в кресло областного прокурора с места прокурора городского района.
Умалчивает Ефремов лишь о том, что предшествовало этому неожиданному взлёту. В частности, письма заместителя председателя Кировского районного суда (где служил наш герой) прокурору Самарской области и в Генеральную прокуратуру о необеспечении Ефремовым прокурорского надзора за качеством следствия по уголовным делам. Практически каждое второе дело возвращалось судом на доследование, в массовом порядке допускались нарушения законности и прав граждан.
Ко всему прочему вдруг выяснилось, что тогда ещё районный прокурор самым неподобающим образом вмешивался в дела банка, в котором работала его жена и где, по данным компетентных органов, прокручивались незаконные валютные сделки.
Но высшим достижением Ефремова перед карьерным рывком стала передача одного миллиарда государственных средств в полное и безвозмездное распоряжение частной структуре.
14 мая 1996 года начальник государственной налоговой инспекции по Кировскому району города Самары г-жа Куликова вынесла предписание о полном приостановлении любых операций по счёту №467179, принадлежащему АООТ "Нефтесервис" в Волжском Универсальном банке. Оказалось, что эта компания вообще не была зарегистрирована в налоговой инспекции, а банковский счёт был открыт на подставное лицо и по поддельным документам.
За этим стандартным обстоятельством скрывалась обычная для тех времён мошенническая комбинация одной из самых крупных преступных группировок.
Директором "Нефтесервиса" числился некий Гуленко. На самом деле под этим именем и по поддельному паспорту судимый за мошенничество и находящийся в то время в розыске г-н В. Сайфутдинов. Сама махинация выглядела так.
АООТ "Нефтесервис" заключило договор с АНК "Башнефть-Волга" на поставку чуть более 582 тонн бензина на общую сумму 1 284 862 622 рубля. Потом "Нефтесервис" продавал бензин некоему ООО "Энергетик систем". Ну и что? На самом деле всё нормально, если только не брать во внимание , что "Нефтесервис" не перечислил "Башнефти" денег за бензин. Кидалово, как оказалось...
Сайфутдинова начинают искать и находят. В Москве. Один из руководителей "Башнефти", некто Стаканов, собственно, и обнаруживший бизнесмена, решил в милицию никого не сдавать, а договориться. Ведь вырученные от продажи бензина деньги были уже потрачены.
Придумали вот что: точно так же обмануть и фирму-покупателя. "Нефтесервис" и "Энергетик систем" вновь подписывают контракт. Но теперь г-н Сайфутдинов просит войти в его трудное материальное положение и произвести предоплату.
Два платежа на общую сумму миллиард рублей уходят по назначению и оседают на счету №467179 в Волжском Универсальном банке. Осталось дело за малым - рассчитаться с "Башнефтью", проявившей оперативно-розыскные способности, и "кинуть", в свою очередь, "Энергетик систем".
Не успели. Подозрительный счёт был арестован 14 мая 1996 года.
20 мая начальник ГНИ по Кировскому району Куликова направила районному прокурору Ефремову письмо, в котором просила привлечь мошенников к уголовной ответственности.
22 мая Ефремов получил заявление директора "Башнефть-Волга" (самарское представительство "Башнефти") г-на Самойленко, в котором он просил...дать разрешение перечислить арестованные средства на счёт своей компании.
И районный прокурор взял паузу почти по Станиславскому...А 11 июня сообщил налоговикам, что по материалам их проверки возбуждено-таки уголовное дело (статья 196, часть 1/3 УК РСФСР - подделка и использование заведомо подложного документа), заниматься которым поручено следственному отделу Кировского района.
Это и стало первым прокурорским сюрпризом. Дело-то возбудили не по факту мошенничества, а по статье УК, находящейся в компетенции обычной милиции, - подлог документов. Статья эта не предусматривает ареста ни подозреваемых лиц, ни их имущества.
Но даже такая странность оказалась не полной правдой, то есть даже совсем неправдой. Дело до милиции не дошло: на самом деле оно по-прежнему оставалось на столе следователя районной прокуратуру г-жи Каленник, подчинённой Ефремова.
Дальше - прокурорский сюрприз номер два. Ефремов просит отменить (!) решение налоговиков о приостановлении операций по счёту. Просьба эта незаконна, и налоговая инспекция, естественно отказала. Тогда прокуратура пошла в обход, и следователь Каленник 5 июля 1996 года издаёт постановление... о наложении ареста на злополучный счёт. В этом документе прямо указано, что деньги, находящиеся на счёте, "добыты преступным путём". Но всё это было придумано вовсе не для того, чтобы передать в итоге деньги государству. Просто было очень нужно взять арестованные капиталы под свой контроль.
И 19 июля прокурор Ефремов в очередном послании уверяет сотрудников налоговой инспекции, что контроль за движением денежных средств в связи с расследованием дела, - прерогатива его ведомства. И опять просит снять запрещение на проведение операций по расчётному счёту АООТ "Нефтесервис". Непонятно, как это мешало прокурору возвращать деньги государству? Итоге налоговая инспекция свой запрет всё-таки снимает, а в начале августа происходит нечто фантастическое.
Ефремов подписывает постановление о частичной отмене ареста на денежные средства. Бумага, вышедшая из под пера следователя Каленник, просто поражает. Не будем приводить околозаконные экзерсисы подчинённой Ефремова, расскажем о главном: что означает слово "частичная".
А это значит, что 1 миллиард рублей вышел на свободу и отправился туда, куда и предполагали мошенники. Арестованной оказалась вторая часть - 2 рубля (!).
И какая разница, что принято решение, которое по закону находится в компетенции Арбитражного суда?! Это уже никого не волновало: прокурорское постановление было передано в банк, деньги перечислили в "Башнефть". Миллиард рублей, принадлежащий по закону государству, был списан со счёта. Мошенничество, не смотря на временные трудности, было успешно доведено до конца. Благодаря подписи прокурора Ефремова, стоявшей под документом.
Есть в этой истории и ещё одна странность, связанная с нарушением правил финансовых операций. Волжский Универсальный банк не имел права списывать эти деньги, поскольку не установлен настоящий владелец счёта, - ведь при его открытии использовались поддельные документы. Может быть, всё дело в том, что именно в этом банке, как говорят, работала жена Ефремова.
Как бы то ни было, миллиард пропал, и спросить за это не с кого, поскольку практически сразу же после беззастенчивой финансовой операции Ефремов стал прокурором области.
Изменилась должность, и соответственно поменялись интересы. Теперь в области много говорят о том, что прокурор Ефремов уделяет пристальное внимание автомобильному, нефтяному и строительному бизнесу. Иногда оно проявляется во время публичных скандалов, таких, как случился недавно, - по поводу якобы незаконного строительства в Самаре 50 объектов. Уголовное дело по этому поводу началось весьма шумно, но неожиданно затихло, а строительство возобновилось в прежнем объёме.
В городской администрации считают, что всё благостно разрешилось просто потому, что прокурорские работники добились от мэра Самары Лиманского выделения наиболее привлекательных земельных участков для строительства элитного жилья для холдинга "Самкон". Вот и гадай, почему у некоторых прокурорских работников шикарные квартиры...
|