Парламентская комиссия по борьбе с коррупцией выявила случаи массовых
хищений материальных ценностей и в этом государственном заповеднике, чья
деятельность скрыта от общественности за семью печатями. Факты оказались
настолько вопиющи, что вместо привычного слова "воровство" напрашивается другой термин - "мародерство". В распоряжении редакции находится документ, направленный думской комиссией аудиторам СП. Приводим из него лишь отдельные
факты.
В 1993-1994 гг. из Баксанской нейтринной обсерватории (г. Троицк) были
совершены три кражи металла галлия (аналог алюминия). Мировая цена одного
килограмма галлия в 90-е годы колебалась в пределах 400 долл. за
килограмм, а здесь пропали без малого 4 т. Куда же сплыл груз? Даже следствие вряд ли даст исчерпывающий ответ: вернуть удалось всего 311,5 кг. На этом
злоключения редкого металла не заканчиваются. В марте 1997 года
Минтопэнерго по поручению правительства продало 7 т галлия некоему АО "ОХМЗ Гиредмета", который до получателя почему-то так и не дошел вплоть до сегодняшнего дня.
И вся правоохранительная система страны оказалась бессильной найти пропажу -
остается предположить, что металл вопреки действующим законам физики
дематериализовался. В случае умыкания галлия с "Волховского алюминиевого
завода" в том же году (всего каких-то 524 кг) следствие уголовное дело
вскоре прекратило.
По причине "неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Таинственная личность тоже, по-видимому, скрылась
от стражей закона в каком-нибудь из параллельных миров.
Крупную аферу провернуло руководство "Ступинского металлургического комбината" (СМК). По липовым документам, проверить которые в Росрезерве не сочли нужным, в 1996 году было получено из государственных хранилищ 8 из имевшихся в наличии 18 тыс. т никеля и 4 тыс. т феррохрома якобы для выполнения крупных заказов оборонного значения. Если что-то и пошло на нужды армии, то только не отечественной. Более половины запасов никеля было продано напарникам за границу, после чего СМК объявил себя банкротом, оставив государство с носом. Причиненный ущерб оценивается в размере не менее 50 млн долларов.
В 1999-2000 гг. представители КРУ Минфина совместно с Военной прокуратурой
собирались ревизовать кладовые Росрезерва, но получили от ворот поворот.
По приказу тогдашнего главы ведомства Игоря Юсуфова, сославшегося на
"государственную тайну", контролерам дали возможность познакомиться только
с банковскими документами, к проверкам материальных ценностей, находящихся в
мобилизационном резерве, они допущены не были. Ну а документация была в
предельно запутанном состоянии: значительная часть отчетности попросту
отсутствовала, с остальной - полнейший хаос. Но даже и отдельные фрагменты
выявили картину самую удручающую.
Выяснилось, что "добрые" руководители Росрезерва "необоснованно производили
100-процентную предварительную оплату, в то время как сама поставка
материальных ценностей... производилась в течение последующего, неоправданно
длительного периода времени". Да если бы производилась сполна! Так, в
сентябре 1999 года ОАО "Сибирская нефтяная компания" перечислено 434 млн
рублей, а нефтепродуктов поставлено (спустя год) всего на 200 млн рублей.
Не
утомляя читателя перечнем примеров беспроцентного кредитования
коммерческих структур, скажем, что в одном только 1999 году сумма розданных Росрезервом авансов увеличилась в три раза, достигнув 4,4 млрд рублей.
Однако благотворительность верхушки Росрезерва моментально куда-то
исчезала, как только заходила речь о снабжении Вооруженных сил России. Минобороны сбывали продовольственные товары по цене "в 1,5-2,9 раза выше, нежели при реализации коммерческим структурам". К тому же нередки случаи поставок продовольствия с просроченными сроками хранения. По принципу: солдатские желудки луженые, все переварят.
И, наконец, вскрыт еще один канал перекачки государственных средств на
многомиллионные суммы в карманы дельцов. Думская комиссия по борьбе с
коррупцией называет приведенные факты "хищением" и "недостачей". На деле
все
еще проще. Росрезерв щедрой рукой раздает в долг материальные ценности
акционерным обществам, которые после этого благополучно банкротятся. В эту
черную дыру улетают тонны никеля, бронзы, ферросплавов, чугуна, черных и
цветных металлов, а также пшеницы, муки, гречки, ячменя. Все эти средства
(сколько их?) для федерального бюджета безвозвратно потеряны. И истинной
картины состояния государственных мобилизационных резервов, похоже, не
знает
никто. Случись что-нибудь непредвиденное, придется срочно обращаться к НЗ,
а
там - жалкие крохи.
Выводы, сделанные думской комиссией, недвусмысленны:
- "Руководством Росрезерва не были обеспечены надлежащий учет и контроль
за
сохранностью материальных ценностей".
- "Руководство Росрезерва ответствененно за сложившееся в ведомстве
неблагополучное положение, неэффективное использование государственных
средств, воспрепятствование законной деятельности контрольно-ревизионных и
правоохранительных органов и нанесение существенного материального ущерба
Российской Федерации".
Что ни фраза, то статья Уголовного кодекса. Вот только сложившаяся в нашем
отечестве практика не дает оснований лучиться оптимизмом, полагая, что зло
будет наказано и порядок восстановлен. Скорее восторжествует другой
принцип:
расследование закончено - забудьте.
|