Ставшее уже традиционным декларирование доходов чиновников и депутатов всех уровней, похоже, проходит новые испытания. В Законодательном собрании Кубани заявили, что депутаты не обязаны публиковать в открытом доступе декларации о своих доходах и имуществе. Такой подоход просматривается и в других регионах России.
По сообщению регионального портала ЮГА.ру, Законодательное собрание Кубани не публикует данные о доходах спикера и депутатов, несмотря на требования закона. Депутаты региональных парламентов, напоминает издание, обязаны подавать и публиковать декларации о доходах и имуществе (своих и своей семьи) согласно ст. 8 закона "О противодействии коррупции" и указу президента от 4 декабря 2009 года.
Однако, по данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл – Россия" (ТИ-Р), за 2013 год всего в 31 регионе все депутаты опубликовали сведения о своем заработке и имуществе.
Помимо Краснодарского края, ни одной декларации о доходах депутатов не опубликовано на сайтах Госсобрания республики Марий Эл, Законодательных собраний Забайкальского и Краснодарского краев, думы Ханты-Мансийского АО и Воронежской облдумы, - отмечается в докладе ТИ-Р, которая, впрочем, уже обратилась в Генеральную прокуратуру России по данным фактам.
Все депутаты опубликовали сведения о своем заработке и имуществе за 2013 год всего в 31 регионе, что при антикоррупционной риторике региональных депутатов просто удивляет.
Как же выглядит лазейка, в которую просочились кубанские парламентарии?
"В законе Краснодарского края №4-КЗ "О статусе депутата законодательного собрания Краснодарского края" написано, что публикации подлежит информация о несоответствии заявленных деклараций и сведений о доходах и фактического положения дел. Т.е. региональным законом действительно предусмотрена обязанность депутата публиковать сведения в сети Интернет – те, по которым есть факт несоответствия с декларациями. Этот факт обычно устанавливается по заявлению либо правоохранительных органов, либо организаций, которые располагают информацией о несоответствии, затем проводится проверка", – рассказал порталу ЮГА.ру начальник правового управления ЗСК Андрей Горбань.
"Что касается закона "О коррупции" – да, согласно ему, сведения о доходах должны публиковаться. Но вот в какой части – разъяснений нет. Кубанские парламентарии поняли так, что безусловно подлежат опубликованию именно те сведения, по которым выявились разночтения. Я считаю, что это правильно, и не усматриваю в нашей ситуации нарушений законодательства. У нас все в соответствии с законом", – отметил Горбань.
Пункт 10 статьи 41.5 регионального Закона "О статусе депутатов Законодательного собрания Краснодарского края" гласит: "Депутат, представивший заведомо недостоверные или неполные сведения, по решению комиссии, выявившей данную информацию, размещает ее на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом тем же законом №4-КЗ установлено, что ежегодно (не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом) все депутаты предоставляют в комиссию ЗСК сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих соответствующую информацию о своих супругах и несовершеннолетних детях.
Таким образом, в трактовке депутатов ЗСК обязательное предоставление данных о доходах и имуществе не означает публикацию этих сведений в открытом доступе.
Как отмечает Юга.ру, на сайте ЗСК опубликованы сведения о доходах и имуществе лиц, замещающих должности госслужбы в Законодательном собрании Краснодарского края (за отчетный период с 1 2013 года по 31 декабря 2013 года). Действующих депутатов в списке нет.
Всего же по стране 746 народных избранников так и не разместили в интернете сведения о доходах, расходах и имуществе в 2013 году – отмечают эксперты ТИ-Р.
Кроме того, мониторинг показал неудовлетворительные результаты: в 52 субъектах РФ были обнаружены существенные нарушения законодательства. Главной причиной такого положения является отсутствие ответственности депутатов за непредоставление деклараций. Помимо прочего, как отмечают аналитики, не существует единых требований к форматам сайтов региональных законодательных собраний. Похожая картина, надо отметить, была зафиксирована FLB и на сайтах федеральных структур, где обнаружить декларации можно было с большим трудом. Так что требование «единого стандарта» к публикации и простого доступа к архивам деклараций, даже в связи со сменой дизайна сайтов и порталов государственных структур более чем справедливо, поскольку наладить этот процесс, сделав его простым и внятным, не могут уже несколько лет.
Эксперты Центра ТИ–Р, впрочем, подготовили ряд рекомендаций в адрес председателей региональных законодательных собраний. По итогам мониторинга также подготовлено и направлено заявление в Генеральную Прокуратуру с просьбой провести проверку по фактам нарушений.
Очевидно, региональным законодателям, решившим обойтись без «открытого доступа» придется: во-первых, приводить законодательство в порядок, устранив все лазейки и двусмысленности, во-вторых, все же показать избирателям свои декларации, а особо одаренных, вероятно, могут ждать неприятные сюрпризы.
Комментарий заместителя генерального директора Центра ТИ-Р Андрея Жвирблиса:
«Фигуранты отчета пользуются отсутствием ответственности за сокрытие деклараций и неоднозначным статусом регионального депутата. Надо понимать, что эти лица играют существенную роль в жизни региона – они не только занимают депутатские кресла, но и зачастую являются крупными бизнесменами, руководителями предприятий или государственных структур.
Депутаты часто говорят о том, что они не обязаны подавать декларации, потому что выполняют эту функцию на общественных началах, без зарплаты. На наш взгляд, это только подчеркивает опасность возникновения конфликта интересов по месту их службы и необходимость антикоррупционного декларирования».
С полным текстом Отчета «О мониторинге доступности сведений о доходах, расходах и имуществе депутатов представительных органов власти субъектов Российской Федерации за 2013 год» можно ознакомиться, скачав документ.
|