Бывший научный сотрудник Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ), расположенного в городе Сарове Нижегородской области, Владимир Голубев обвиняется в разглашении государственной тайны. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на адвоката Евгения Губина.
По его словам, в 2003 году сотрудник РФЯЦ сделал научный доклад на конференции в Чехии, который затем был опубликован. Публикация этого доклада и стала поводом для возбуждения в отношении Голубева уголовного дела по части 1 статьи 283 УК РФ (разглашение государственной тайны). Ему грозит до четырех лет лишения свободы. Голубев – отмечает агентство, - является специалистом по взрывчатым веществам, и доклад был посвящен его работе, пояснил Губин. По его словам, никакой гостайны ученый не разглашал.
Уголовное дело находится в производстве следственного отдела УФСБ по Нижегородской области. В квартире Голубева прошли обыски, в результате которых была изъята компьютерная техника и жесткие диски.
Кроме того Губин сообщил, что в 2013 году его подзащитный был уволен из РФЯЦ, где работал с 1975 года, так как "на него там оказывалось давление". Сейчас ученый находится на пенсии. С обвиняемого взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, и защита собирается обжаловать данный факт. "Интерфакс" особо подчеркивает, что пока не располагает комментариями по этому поводу со стороны официальных представителей УФСБ по Нижегородской области.
Давний объект интереса
Стоит напомнить, что Нижнегорский регион еще с советских времен, будучи закрытым городом Горьким, был объектом пристального внимания иностранных «специалистов». С приходом «молодой демократии» и молодых реформаторов, напротив, город напоминал проходной двор. При губернаторе Борисе Немцове там хозяйничали гости из США – различные фонды, клубы, включая и Фонд Сороса и небезызвестный «Корпус Мира». Нижегородские чекисты вспоминали, как, к примеру, некий волонтёр по имени Дэвид Прамус в начале 90-х годов пристроился иностранным советником при администрации Арзамасского района. Формально он должен был привлекать инвестиции для развития сельского хозяйства. Но на самом деле этого бывшего сотрудника военной контрразведки США более всего интересовал Федеральный ядерный центр. Когда этого человека выдворяли из страны, он прямо заявил о том, что приехал по заданию правительства США, а вовсе не Корпуса мира. Далее он подчеркнул: "Деловые люди Америки начнут заниматься бизнесом только там, где условия будут наиболее благоприятны для них. И заниматься они будут только тем бизнесом, который выгоден им, а не русским". К 2003 году деятельность «Корпуса мира» оказалась настолько дискредитированной, что была запрещена на всей территории России. Чуть позже в России доигралось и USAID – агентство вежливо попросили съехать из страны.
«Иностранные агенты» в США попадают под суд
Некоторые, конечно, заламывая руки, скажут, что это, мол, «шпиономания», и что она не присуща «развитым демократиям». Помните, как в ходе принятия закона об «иностранных агентах» и актив Совета по правам человека при президенте РФ и американские общественники, эксперты и СМИ корили российских парламентариев за «удушение демократии», уверяя, что закон об «иностранных агентах в США (FARA), есть, но он «не такой», или давным-давно не применяется? Как выяснилось – применяется, и еще как. «Шпионский» скандал в США вокруг главы нью-йоркского представительства Внешэкономбанка Евгения Бурякова – самый свежий тому пример. Логично, что записные «поручители» из числа правозащитников из того же СПЧ, борющиеся со «шпиономанией», ничего «не заметили». А таких «иностранных агентов», правда, не из России, в США ловят регулярно.
«Им оказался агент ФБР»
Но и со «шпионскими делами» в отношении ученых в Америке всё так же, как и c ловлей «иностранных агентов». Вот, например, не так давно суд США приговорил бывшего научного сотрудника Национальной лаборатории ядерных исследований в Лос-Аламосе к пяти годам лишения свободы за шпионаж в пользу Венесуэлы. 79-летний Педро Леонардо Масчерони, уроженец Аргентины, признал себя виновным в июне 2013 года. Согласно материалам дела, ученый пытался передать засекреченные данные об американском ядерном оружии человеку, который, как он считал, работал в правительстве Венесуэлы. На самом деле, им оказался агент ФБР, действовавший под прикрытием. Досталось и супруге ученого - 71-летняя женщина была приговорена к году лишения свободы за причастность к этим преступлениям. В США, похоже, практика под названием «им оказался агент ФБР» в уголовных делах и судах – обычное явление. В деле Виктора Бута такая формула никого, кроме россиян, не смутила, поскольку это система . Да и странно, что «о шпиономании» в своих странах западная пресса пишет неестественно сдержано и совсем в других тонах, нежели российская либеральная об отечественных шпионских делах. Напоминать в очередной раз про «британский камень» друзей фонда «Евразия», пожалуй, не стоит.
Чиновники и коммерсанты
Или другой, пример – из Европы. Не далее как 27 января 2015 года, Верховный Кассационный суд Румынии Румынии вынес приговоры двум бывшим министрам в рамках дела о промышленном шпионаже. Как сообщалось, экс-министр экономики Кодрут Серес (Codrut Seres) проведет за решеткой четыре года и восемь месяцев по обвинениям в государственной измене и утечке конфиденциальной государственной информации; бывший министр связи Золт Наги (Zsolt Nagy) получил четырехлетний тюремный срок за участие в деятельности организованной преступной группировки. Решение суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Интересно, что по данном делу проходили и получили свои сроки бизнесмен и международный консультант. Эти осужденные являются сотрудниками банка "Credit Suisse".
Под предлогом аудита
Вопрос о роли и месте консалтинговых и аудиторских агентств в деле всевозможных утечек информации тоже не праздный. Именно эту проблему подняли в Совете Федерации. Как сообщают «Вести», в Совете Федерации задумались о том, что большинство российских компаний, в том числе из бюджетообразующих секторов экономики, регулярно предоставляют доступ к своей внутренней документации компаниям, ведущим аудиторскую проверку финансовой документации. Информация передается также тем, кто помогает компаниям выстраивать стратегию развития на внутреннем и внешнем рынках. Причем, чем крупнее российская компания, тем крупнее и солиднее выбирается консалтингово-аудиторская фирма, а они в свою очередь практически все являются звеньями международных транснациональных корпораций со штаб-квартирами далеко за пределами Российской Федерации. Сенатор Евгений Тарло замечает, что такая практика привела к накоплению в этих компаниях огромных баз данных, содержащих всю информацию об экономическом положении российских системообразующих, и в том числе государственных и оборонных предприятий. К примеру, стоит отметить, что компания "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" на протяжение почти 20 лет является бессменным аудитором "Газпрома", при том, что штаб-квартира компании располагается с Лондоне, а сама она входит в четверку крупнейших аудиторских фирм мира. По словам Тарло, яркий пример, когда компания, обслуживавшая Министерство финансов Российской Федерации, внутренний спор, основанный на иске акционеров ЮКОСа, вынесла за рамки РФ и признала юрисдикцию Третейского суда на территории Голландии. Результат было предсказать не сложно. В столь политизированном вопросе суд встал на сторону акционеров и "постановил взыскать с России 50 миллиардов долларов", - напомнил сенатор. Изучением данной проблемы «финансового шпионажа» займутся сразу два профильных комитета Совета Федерации. Это будут Комитет по обороне и безопасности, а также по Конституционному законодательству и госстроительству. Вопрос касается деятельности иностранных юридических компаний на территории России, которые формально являются российскими, хотя и являются подразделениями иностранных фирм» – отмечают «Вести».
Что же касается очередного «дела ученого» из Нижегородской области, то материалы, как правило, засекречены, и такие суды проходят в «закрытом режиме». Оценивать через стенки ту или иную «закрытую информацию» умеют только две категории людей – иностранные журналисты, которым главное написать про «ужасы России». И отдельные российские правозащитники, получавшие боевой, можно сказать, опыт в борьбе за западные гранты по строке «Шпиономания в России». Как показал опыт, за арестованных на Западе россиян они не заступаются.
|