Со среды американская "антитеррористическая операция" распространилась на СНГ. Очередным, третьим по счету, ее этапом стал не Йемен, как многие предсказывали, не Сомали, а Грузия. Первым этапом был Афганистан. Вторым - Филиппины, где действуют связанные с Осамой бен Ладеном исламисты из группировки "Абу-Сайяф". И вот теперь на очереди - печально знаменитое Панкисское ущелье на границе Грузии с Чечней. В среду представители Пентагона официально подтвердили, что в ближайшее время в бывшую советскую республику прибудут "сотни американских военнослужащих".
Если верить официальной версии Вашингтона, о непосредственном участии американцев в боевых действиях речь не идет. "Сотни военнослужащих" будут всего лишь "готовить грузинскую армию к борьбе с международными террористами".
Но это - на бумаге. На деле же почти наверняка все будет выглядеть иначе. Перед глазами - пример Филиппин. Там тоже на официальном уровне говорят лишь о присутствии 160 "военных советников". Тем не менее эти советники уже неоднократно вступали в столкновения с отрядами "Абу-Сайяф" и даже понесли первые потери, когда по до сих пор не установленной причине рухнул американский вертолет с морскими пехотинцами на борту.
Высокопоставленный представитель Пентагона, на условиях анонимности беседовавший с корреспондентом газеты "Вашингтон пост", призывает тем не менее "не увлекаться проведением параллелей между Филиппинами и Грузией". "Геополитическая ситуация в этом регионе (на Кавказе) очень сильно отличается от ситуации на Филиппинах", - поясняет он.
Отличие - принципиальное. На Филиппинах американцам приходится иметь дело только с местными властями (партнерами по антитеррористической коалиции) и с исламистами (союзниками бен Ладена, а стало быть - врагами). В Грузии все куда запутаннее. Здесь появляется еще один геополитический игрок, интересы которого неизбежно придется учитывать. Россия.
"Могли ли американцы начать операцию в Грузии, не поставив в известность Кремль? Мы считаем такой вариант крайне маловероятным, - говорит "Известиям" высокопоставленный дипломат, представляющий в российской столице одну из ключевых стран ЕС. - По нашим данным, консультации между Москвой и Вашингтоном шли. И россияне отнюдь не возражали против такого развития событий. Прибытие американских солдат в Грузию для борьбы с боевиками в Панкисском ущелье дает русским важный пропагандистский козырь. Ведь тем самым американцы фактически подтвердили обвинения, которые Кремль выдвигал вот уже несколько лет: чеченские сепаратисты, базирующиеся в Панкисском ущелье, связаны с бен Ладеном". По мнению нашего собеседника, американцы "более серьезно, чем может показаться на первый взгляд, отнеслись к сообщениям о появлении в Панкисском ущелье людей из "Аль-Каиды" - если не самого Осамы, то во всяком случае кого-то из руководителей группировки".
Первая реакция российского руководства подтверждает предположения, что Москва не была захвачена врасплох - с ней предварительно консультировались. В словах заместителя руководителя аппарата правительства Алексея Волина не чувствуется никакой досады, в них сквозит скорее удовлетворение: "Решение США направить в Грузию военных советников подтверждает, что на Северном Кавказе расположен один из крупных центров международного терроризма, основа которого находится в Чечне". Другое дело, что эти консультации шли на высоком уровне и большая часть российской элиты, включая руководителей подразделений силовых ведомств, оказалась не готова к такому повороту событий. В этой связи они скорее всего будут трактовать действия США в прежнем, "конфронтационном" ключе - как вторжение в зону стратегических интересов России, как продолжение глобального соперничества двух держав. Это может способствовать усилению критики внешнеполитического курса президента Путина.
Кстати
"По нашим данным, американский контингент в Грузии пока составит 500-600 человек. Из них "спецов" - примерно сто, в том числе немало "радиоразведчиков", - заявил "Известиям" представитель одной из спецслужб России. - Не исключено, что в их планах - "плотное прощупывание" нас в радиоэфире, в том числе в Чечне. Конечно, мы постараемся противодействовать, но это очень сложно, мы практически потеряли свои позиции в Грузии. В последнее время власти Тбилиси получили от Вашингтона помощь в размере почти 150 миллионов долларов. Кроме того, Турция подарила Грузии два вертолета UH-1H ("Ирокез"), еще шесть машин прислал Пентагон".
Прямая речь
Геннадий ГУДКОВ, член комитета по безопасности Госдумы:
"Идет вторжение США в зону наших традиционных интересов. Информация пока непроверенная, надо много уточнять, но сам факт, что американцы без консультаций с Россией по Панкиси, без решения вопроса по нашим военным базам в Грузии присылают туда своих "военспецов", как-то странно выглядит на фоне заверений в дружбе. Шеварднадзе еще раз доказал, что не был и не будет другом России. Это вызов России. Если, например, мы под предлогом борьбы с наркоторговцами высадимся десантом "штыков" в 150-200 где-нибудь в Латинской Америке, на той же Кубе, то американские СМИ с ума сойдут. А американцы пришли - и все пока тихо. Причем пришли надолго, если не навсегда. На фоне заверений Буша о временности присутствия в той же Средней Азии уже ясно, что уходить они не собираются. То же самое будет и на Кавказе. В политике нет постоянных друзей, есть временные партнеры. Дружба закончится, а войска около наших границ останутся. Это фактор давления на Россию - военного, политического, экономического".
Как Россия должна отнестись к высадке американского спецназа в Грузии?
Сергей ШИШКАРЕВ, заместитель председателя комитета по международным делам Государственной думы:
- Россия должна на дипломатическом уровне использовать все возможности, чтобы предотвратить высадку этого десанта. Если же это произойдет, они подойдут вплотную к нашим границам. Нужно выявить те причины, которые движут Грузией в этой ситуации, и постараться предложить некий альтернативный вариант. Наверняка это связано с попытками добиться стабилизации в Грузии, и, я думаю, сделать это руками российских миротворцев - более правильно и уместно, чем создавать будущую международную напряженность у наших южных границ.
Владлен СИРОТКИН, профессор Дипломатической академии:
- Конечно отрицательно. Надо постараться сделать все самим, в крайнем случае вместе с грузинами. Не стоит приглашать варягов. Они если придут, то никуда и никогда не уйдут. А зачем нужны посторонние у наших границ? Последняя Олимпиада показала отношение США: дружба дружбой, а табачок врозь. У Америки есть военные базы в Турции, теперь будут в Грузии, потом Азербайджан? Россия окажется в кольце. Надо соблюдать свои интересы.
Александр ПЛЮЩЕВ, ведущий новостей радио "Эхо Москвы":
- России в этой ситуации можно настаивать на своем статусе участия в антитеррористических и антикриминальных действиях. Существуют два аспекта этой проблемы. Панкисское ущелье - территория, примыкающая к Чечне, поэтому Россия должна быть кровно заинтересована в определении своего статуса. Другой аспект: поскольку Грузия дружественная нам страна, всем странам, входящим в эту зону, надо договариваться между собой. Америка должна выступить как независимый посредник, не принимающий ничьей стороны. И еще одно, российский спецназ там, безусловно, высаживать нельзя: будут недовольны этнические чеченцы, живущие в Панкисском ущелье.
Эдуард АЙРАПЕТОВ, генеральный директор международной ассоциации "Щит и меч":
- Если это происходит по договоренности с нами, то положительно, а если самостоятельно - отрицательно. В первом случае это будет проведение совместной операции по договоренности России, Грузии и Америки, а во втором, когда каждый будет действовать со своей стороны, получится разобщенная операция. На мой взгляд, в сложившейся ситуации приглашать американский спецназ необходимости нет. Грузинско-российские войска могут справиться своими силами.
Олег НЕЧИПОРЕНКО, генеральный директор Национального антикриминального и антитеррористического фонда:
- Во внешней политике США главным приоритетом являются интересы национальной безопасности. И эти приоритеты имеют глобальные масштабы, а границы существенной роли не играют. А что делать России в этой ситуации, должно решать высшее российское руководство.
|