Международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила о том, что в ходе затянувшегося конфликта между украинской армией и антиправительственными силами на востоке страны применялось зажигательное оружие. И хотя HRW воздерживается от конкретных обвинений в адрес какой-либо из сторон, авторы доклада все же ответили на вопрос, как и где на юго-востоке Украины применялось запрещенное оружие. Как сообщает телеканал RT, исследователи HRW документально подтвердили использование зажигательных боеприпасов в Иловайске – городе, находящемся в 30 километрах к юго-востоку от Донецка, а также в расположенном к югу от него небольшом населённом пункте Луганское. Жители Иловайска рассказали представителям Human Rights Watch, что оружие, напоминающее фейерверк, применялось в северо-западной части города на протяжении трёх ночей и сожгло три дома. Специалисты организации обнаружили обломки шестигранных капсул от зажигательного оружия в обоих населённых пунктах.
Эксперты HRW заявили, что не могут установить, какая из сторон конфликта на Украине применяла зажигательные снаряды. Киевские власти, как и антиправительственные силы на востоке Украины, отрицают использование видов оружия, подпадающих под Конвенцию ООН о запрещении или ограничении применения, которую подписали более ста государств» – сообщает телеканал. Авторы доклада призывают прекратить использование подобных боеприпасов. Впрочем, Human Rights Watch уже не в первый раз заявляет о применении в ходе украинского конфликта запрещённых видов вооружения. Всего несколько недель назад, в конце октября, представители организации заявили об использовании кассетных (кластерных) бомб – напоминает RT. Как подчеркнул Марк Хизней, старший специалист по оружию HRW, «в результате взрыва кассетная бомба распадается на множество более мелких. Это оружие крайне неточно и, безусловно, наносит серьёзные ранения мирным жителям. Использование подобного оружия запрещено более чем в сотне стран, однако Украина не входит в их число».
«Фосфорный» обстрел монастыря
Что же касается «зажигалок», то не далее как 11 ноября 2014 года в пригороде Донецка, недалеко от аэропорта, обстрелу фосфорными снарядами подвергся Свято-Иверский женский монастырь. Этот удар по мирному пригороду удалось заснять на видео с помощью квадрокоптера.
На кадрах с квадрокоптера видно, как зажигательные снаряды падают на территории монастыря и в непосредственной близости от него, на мирные кварталы. С расстояния в несколько сотен метров различить масштабы разрушений возможности нет, однако после атаки в монастыре мог возникнуть крупный пожар.
«Стреляли из населенного пункта Пески, который находится недалеко от аэродрома. Стреляли из 120-миллиметровых минометов фосфорными минами по населенному пункту Веселый и по женскому монастырю, - пояснил Lifenews командир подразделения армии ДНР Моторола. — Это химически активные снаряды, они предназначены для горения на высокой температуре, они прожигают все, даже землю. Люди после этого могут заболевать, в том числе и раковыми заболеваниями» – подчеркнул командир.
Время, место, способ
Впервые факт тотального выжигания мирных поселков на Донбассе был зафиксирован летом 2014 года в районе Славянска. Вскоре документальные подтверждения, включая фиксацию фактов на видео, показания очевидцев и данные экспертиз появились в распоряжении Следственного Комитета России, ведущего расследование уголовного дела о применении запрещенных средств и методов ведения войны на территории Донецкой и Луганской областей.
По состоянию на июль 2014 года Минобороны России зафиксировало 6 случаев использования запрещённого оружия:
1. Артобстрел 12 июня вооруженными силами Украины г. Славянска фосфорными боеприпасами; 2. Применение 21 июня авиацией фосфорных бомб по городам Славянск и Краматорск; 3. Артобстрел 24 июня фосфорными и кассетными боеприпасами поселка Семеновка (в восточном пригороде Славянска); 4. Артобстрел 29 июня фосфорными боеприпасами населенного пункта Семеновка; 5. Артобстрел 7 июля фосфорными боеприпасами г. Лисичанск; 6. Применение 23 июля авиацией вооруженных сил Украины фосфорных бомб по городу Донецк.
В Минобороны РФ тогда подчеркнули, что данные боеприпасы применялись по жилым кварталам населённых пунктов, в которых находилось исключительно мирное население. Это подтверждается показаниями очевидцев событий из числа беженцев данного региона, характерными признаками поражения людей в городах Юго-востока Украины, а также видео и фотоматериалами журналистов, работающих в зоне противостояния.
Фото Lifenews
«Ракеты оснащены зажигательными боеголовками…»
"Наши сотрудники работали там в августе и октябре, но сами обстрелы, как мы считаем, произошли в июле и августе, — говорит автор доклада, сотрудник Human Rights Watch Бонни Дочерти.
— Свидетели говорили нам, что на город падали своего рода фейерверки. Мы нашли также сгоревшие дома. Но самое главное, мы видели сами зажигательные боеприпасы, что доказывает, что они действительно применялись. На месте атаки мы нашли остатки зажигательных боеприпасов, части ракет, они были в огне, части корпуса, двигатель. Все это находилось на руинах жилого дома. Загородом мы нашли ящик с боеприпасами, которые не разорвались. Так что мы знаем, как они выглядели до запуска и после того, как были выпущены по городу".
Специалисты Human Rights Watch также нашли в поле в 18 километрах от Иловайска брошенную огневую позицию, с несколькими неиспользованными 122-милиметровыми ракетами "Град". Ракеты оснащены зажигательными боеголовками, которые содержат смертоносную начинку — 180 шестиугольных зажигательных капсул (они сгорают в течение двух минут).
Экспертам удалось определить тип и детальные данные вооружений. 16 августа, когда миссия работала в Луганском, жители рассказали, как в ночь с 25 на 26 июля фейерверки упали на их село. Несколько домов сгорели. Впрочем, сложно определить, что именно было причиной пожаров — фейерверки или же ракеты "Град", которые тоже работали в этом районе.
Кто именно несет ответственность за применение зажигательных боеприпасов, Human Rights Watch не уточняет. Но в любом случае, уверены правозащитники, это повод бить тревогу. "Применение зажигательных вооружений в густонаселенных районах — нарушение международного законодательства, — констатирует Бонни Дочерти.
— Согласно закону, стороны должны делать различие между участниками боевых действий и гражданскими лицами. Использование такого рода вооружений причиняет огромный ущерб гражданскому населению".
Киев отрицает, Вашингтон не замечает
Стоит отметить, что Киевские власти всячески отрицали и свою причастность к этим преступным действиям, и наличие подобного вида боеприпасов, намекая, что жители этих регионов «обстреливают сами себя», хотя элементарные расчеты показывают, что стрельба велась с точек, находящихся под контролем карательных подразделений Киева. Госдепартамент США, в свою очередь всячески потворствовал, да и, похоже, продолжает это делать, либо заявляя об отсутствии у США информации на эту тему, либо выдвигая пусть и бредовые, но удобные Киеву версии из серии «фосфорные бомбы под Славянском применили русские». Такое поведение США и ЕС вполне можно трактовать как пособничество. Впрочем, это дело специалистов в области права.
Кроме того, различные международные институты, включая прессу и правозащитные организации, порой, стараются выстраивать свои оценки происходящего по принципу «все, что делает ополчение – видим и осуждаем, всё, что делает Киев или не замечаем, или затрудняемся оценить». К сожалению, подобную позицию демонстрирует, призванный быть объективным, Совбез ООН, порой, идущий против провозглашенных же ООН принципов. Объявив год назад боевиков на майдане «мирными демонстрантами» некоторые страны и их прогрессивные издания до сих пор, даже при наличии неоспоримых фактов, считают, что боевики в форме с нацистской символикой – герои демократии, а люди в Одесском Доме Профсоюзов «сожгли себя сами».
|