Франц Кафка. Судьба государства складывается из поступков граждан, его населяющих. Платящих в бюджет или не платящих. Долгие годы пытается заплатить в бюджет России ЗАО «Трифоновская, 57».
И не может, не получается. И ответственно за это государственное ведомство – Росимущество. Что стоит за этим? Попробуем разобраться.
Собственником нежилого здания по ул. Трифоновская 57а площадью 9552,4 кв.м. является ЗАО «Трифоновская, 57». Данный объект недвижимости располагается на земельном участке площадью 8788 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0003057:28, принадлежащем по праву собственности Российской Федерации. На участке, помимо указанного, находятся еще 2 здания, принадлежащих на праве оперативного управления НИИ Высшая школа экономики.
Согласно ст. 36 ЗК РФ собственник здания имеет безусловное и исключительное право на предоставление участка (в аренду или выкуп в собственность) для чего необходимо лишь обратиться с заявлением в уполномоченный орган (в данном случае Росимущество).
Данная история началась 11мая 2010 года. Владельцы здания обратились с Росимущество с просьбой разделить существующий земельный участок с предоставлением им соответствующей части для эксплуатации здания. Были представлены необходимые документы, а самое главное!!! собственники информировали Росимущество о том, что не имеют возможности уплачивать плату за землю. В результате бюджет РФ терял около 3млн рублей в год.
23 июня 2010 года Росимущество ответило, что с данным заявлением нужно обратиться в Теруправление Росимущества по Москве, предоставив пакет документов, в том числе схему расположения земельного участка. Между тем, указанная схему, согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ согласовывает и выдает орган, предоставляющий земельный участок (в данном случае само Теруправление Росимущества).
8 декабря 2010 года ЗАО «Трифоновская, 57» обратилось в Теруправление Росимущества с просьбой выдать предусмотренную законом схему расположения земельного участка для того, чтобы выполнить за свой счет кадастровые работы по разделу участка.
14 января 2010 года Терупаравление, вместо выдачи схемы расположения земельного участка, указало, что для проведения кадастровых работ владельцы здания должны утвердить задание на их проведение, которые необходимо согласовать с Теруправлением и правообладателем участка (государственной академией специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС)). По существу, предлагалось получить от ГАСИС согласие на образование земельного участка, которое не требуется в данном случае (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ). ГАСИС отказалось согласовывать границы (письмо от 24 мая 2010), о чем было извещено Росимущество.
3 мая уже 2011 года Росмиущество сообщило о готовности ГАСИС рассмотреть вопрос о разделе земельного участка в связи с чем, попросило проинформировать о ходе проведения кадастровых работ.
ЗАО «Трифоновская, 57» заключило договор на выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка. Однако, сначала владельцы были вынуждены за свой счет выполнить работы по уточнению границ существующего земельного участка. После подготовки документов для раздела, ГАСИС на совместном совещании сослалось на невозможность согласовать границы участка в связи с предстоящей реорганизацией в виде присоединения к Высшей школе экономике.
29 марта уже 2012 года Кадастровый инженер (ООО «Геоком») вновь обратился в Росимущество с проектом границ раздела земельного участка и просьбой утвердить задание на выполнение кадастровых работ без согласия госучреждения.
17 мая 2012 года Росимущество ответило ООО «Геоком», что указанные документы должны быть согласованы с ГАСИС.
13 июня 2012 года ЗАО «Трифоновская, 57» обратилось в Министерство образования РФ с указанием на злоупотребления со стороны его подведомственной организации - ГАСИС, и о том, что в результате такого поведения, государство несет убытки. Несмотря на многочисленные звонки в Минобраз, ответа так и не был получен.
18 января уже 2013 года после завершения процедуры реорганизации ГАСИС владельцы обратились к его правопреемнику (НИИ Высшая школа экономики) с просьбой согласовать задание на выполнение работ по разделу земельного участка.
12 мая 2013 НИИ ВШЭ справедливо уведомил ЗАО «Трифоновская, 57», что согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ согласие госучреждений на раздел занимаемых ими участков и утверждение задания на кадастровые работы не требуется (о чем собственники здания изначально указывали Росимуществу, начиная с 2010 года).
10 июля 2013 года со ссылкой на письмо ВШЭ ЗАО «Трифоновская, 57» обратилось в теруправление Росимущества с просьбой образовать земельный участок без согласия НИИ ВШЭ. Ответа нет.
12 сентября 2013 года новый запрос в Росимущества с требованием сообщить о результатах рассмотрения обращения. Ответа нет.
21 октября 2013 года обращение с письмами в адрес Теруправления Росимущества по Москве и в адрес Федерального агентства Росимущества. В данном письме, на основании ст. 29 ЗК РФ ЗАО «Трифоновская, 57» еще раз потребовало в месячный срок выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предоставлении земельного участка. Ответа нет.
23 декабря 2013 года обращение в Федеральное агентство Росимущества с просьбой дать ответ на ранее направленные обращения. Ответа нет.
26 февраля 2014 года от полномочного представителя президента в ЦФО, к которому владельцы были вынуждены обратиться с жалобой на бездействие Росимущества, они получили письмо от Теруправления по Москве и федерального агентства Росимущества, в котором вновь было предложено представить документы (которые уже представлялись многократно вместе со всеми письмами); утвердить задание на выполнение кадастровых работ, согласованное с академией.
27 марта 2014 года, собственники восстановили и подготовили еще один комплект документов и направили в Теруправление Росимущества по Москве с просьбой утвердить техническое задание по разделу земельного участка, на котором Росимущество настаивало. Ответа нет.
4 июня 2014 года ЗАО «Трифоновская, 57» вновь обратилось в Теруправление указав, что за свой счет выполнили кадастровые работы в соответствии с ранее представленной схемой раздела и обратились с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела.
Поскольку все документы соответствовали требованиям действующего законодательства вновь образованные участки были поставлены на государственный кадастровый учет управлением Росреестра. В связи с этим ЗАО «Трифоновская, 57» потребовало зарегистрировать право собственности РФ на эти два земельных участка (образованные в результате раздела, то есть общие границы не изменились), а также потребовало предоставить один из данных участков в установленном порядке.
20 июня 2014 года (опять после вмешательства полпреда президента РФ) владельцы получили от Теруправления ответы на оба письма.
Вместо выдачи технического задания на раздел земельного участка владельцы здания получили набор невнятных требований:
1. Выявлено несоответствие границ здания, обозначенных в кадастровом паспорте и границ, обозначенных в проекте раздела участка. На самом деле оно отсутствует. 2. ЗАО «Трифоновская, 57» не представило заключение некоего компетентного органа с обоснованием необходимой площади прилегающей к зданию территории. В действительности, оно не предусмотрено законом. Границы вновь образованных земельных участков очевидны, поскольку они выделены из уже существующего земельного участка. Граница между зданиями прошла по существующему забору, установленному самой академией, что было отражено в документах. 3. Выявлены другие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке. В телефонной беседе представитель Росимущества пояснил, что речь идет о трансформаторной подстанции, обслуживающей здание по адресу Трифоновская, 57а. Но ее наличие не может повлиять на границы земельных участков, поскольку она располагается в границах здания и обозначена на его техническом паспорте в графе служебные строения. 4. Представленный межевой план не соответствует закону, ввиду отсутствия заключения кадастрового инженера с обоснованием площади. Это не соответствует действительности, поскольку заключение кадастрового инженера включено в состав межевого плана. Кроме того, дополнительное обоснование площади участка, было представлено в Росимущество ( по просьбе этого ведомтсва, высказанной на приеме представителя ЗАО «Трифоновская, 57» у Елены Пустоваловой ) в качестве отдельного документа. 5. Отсутствует акт согласования границы земельного участка 77:01:0003057:28. Непонятно зачем согласовывать границы уже существующего земельного участка. Очевидно, что сотрудники Росимущества не понимают, о чем пишут.
Четыре года идет бессмысленная переписка между собственником и госучреждением. В итоге схема расположения участка не выдана, задание на выполнение кадастровых работ не выдано, вариантов раздела не предложено, какие документы, и в каком порядке должны быть представлены для решения вопроса не указанно, земельный участок, исключительное право на который имеет ЗАО «Трифоновская, 57» не предоставлен, а самое главное - убытки от действий (или бездействий) сотрудников Росимущества за 4 года составили около 12 млн рублей. Все четыре года собственники обращаются к государству с просьбой заплатить арендную плату или налог на собственность. По закону Росимущество обязано это сделать в месячный срок. Государственный орган отказывает российскому налогоплательщику в его долге пополнить российскую казну. И если это происходит годами, то неизбежно возникает вопрос: может быть кому-то выгодно, то что государство не получило 12 млн рублей, может быть кто-то уже видит способ положить эти деньги в свой собственный карман? Возможно, госпожа Дергунова знает ответ на этот вопрос. Возможно ответ на вопрос дал великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод. »
Но, конечно, честность чиновников Росимущества находится вне всяких подозрений!
Сергей Васильченко
|