Следственный комитет РФ заявил, что результаты генетической экспертизы подтвердили смерть фотокорреспондента Андрея Стенина на юго-востоке Украины. Об этом сообщил руководитель управления СК по взаимодействию со СМИ Владимир Маркин.
В рамках расследования уголовного дела по факту безвестного исчезновения специального фотокорреспондента Международного информационного агентства «Россия Сегодня» Андрея Стенина получено заключение судебно-медицинской и молекулярно-генетической экспертиз. В соответствии с выводами экспертиз фрагменты останков одного из погибших на юго-востоке Украины принадлежат Андрею Стенину.
Следствию удалось установить обстоятельства гибели журналиста, также сообщает Маркин. 5 августа, будучи в командировке на Украине, Стенин находился в городе Снежное. Вечером 6 августа он на автомобиле «Рено-Логан» в составе колонны беженцев двигался по автодороге Снежное-Дмитровка. Колонну охраняли шестеро ополченцев.
Северо-западнее населенного пункта Дмитровка украинская армия, предположительно, 79-я аэромобильная бригада, из БМП-2 и танка открыли по этой колонне огонь на поражение. Огонь велся из орудий фугасными снарядами и из пулеметов Калашникова танковых (ПКТ). В результате обстрела было уничтожено более 10 машин с мирным населением. Несколько человек успели убежать и скрыться в придорожных посадках.
На следующий день к месту обстрела колонны прибыли военачальники украинской армии. Они не только осматривали уничтоженные машины и тела погибших, но и, по свидетельствам очевидцев, грузили вещи из уничтоженных машин в свой транспорт, обыскивали тела погибших. После их отъезда территорию, на которой находились уничтоженные машины и тела погибших, обстреляли из реактивных установок залпового огня «Град».
(Фото: RT)
Лишь 27 августа представителям ополчения удалось передать в распоряжение российского следствия пакет с фрагментами обгоревших останков пяти человеческих тел, обнаруженных в разрушенной машине «Рено-Логан» на дороге Снежное-Дмитровка. Эти останки были направлены российским экспертам, которые сделали выводы о принадлежности части из них Андрею Стенину.
В рамках уголовного дела следствие намерено не только установить все обстоятельства гибели Андрея Стенина, но и конкретных виновных лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
(Фото: Izvestia)
Российские официальные лица, журналистское сообщество, международные организации неоднократно призывали украинские власти дать ответ о судьбе Андрея Стенина, напоминает RT, но эти призывы раз за разом оставались без ответа. Лишь однажды помощник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что Стенин арестован украинскими спецслужбами и подозревается в пособничестве террористам. В то же время на вопрос о местонахождении журналиста Геращенко ответил, что не располагает такой информацией.
«Он арестован нашими службами безопасности. Этот человек присутствовал при пытках и убийствах в Шахтёрске. Весь мир возмутили фотографии, где он снимает сначала живого израненного солдата, а на следующей фотографии солдат уже убит. Мы считаем, что Андрей Стенин может быть причастен к пособничеству террористам. Это уже не журналистика, а пособничество и прославление терроризма», – сказал Геращенко в эфире латвийской радиостанции Baltkom.
Позже Геращенко от своих слов отказался, заявив, что это было лишь предположение. Искажением фактов и клеветой было также названо и обвинение Стенина в пособничестве террористам (солдат украинской армии на фото Стенина оказался жив, был оперирован в больнице на территории ДНР и передан украинской стороне).
УКРАИНА СТАЛА САМЫМ ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ МЕСТОМ НА ЗЕМЛЕ
Еще вчера гендиректор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев просил не спешить с выводами о гибели журналиста: «Раздающиеся сегодня траурные заявления преждевременны и откровенно аморальны». Но уже сегодня гибель Андрея Стенина подтверждена окончательно.
Дмитрий Киселев: «Наш коллега фотокорреспондент Андрей Стенин погиб. Оказывается, он не был в плену. Оказывается, его не собирались ни менять на кого-то из украинских военных, ни обвинять в террористической деятельности. Все заявления о судьбе Стенина, которые мы слышали от украинской стороны, оказались враньем. Он погиб еще месяц назад в машине, на которой ехал выполнять редакционное задание. Автомобиль был расстрелян и сожжен на шоссе близ Донецка.
У него не было детей, он не успел жениться — осталась только мама, которая весь этот месяц с надеждой ждала новостей о судьбе сына. Вместе с ней ждали и мы, его коллеги, и, без преувеличения, все журналистское сообщество страны. Следили за судьбой Андрея и требовали его освободить международные организации. Мы благодарны всем в России и за рубежом за ваши действия, за вашу поддержку. К несчастью, когда мы все пытались сделать все возможное и даже невозможное для его спасения, Андрея уже не было в живых…
Украина в считаные месяцы стала самым опасным для журналистов местом на земле. На этой войне погиб уже четвертый российский журналист: корреспондент Игорь Корнелюк, видеоинженер Антон Волошин, оператор Анатолий Клян, фотограф Андрей Стенин. Фотоработы Андрея Стенина в здании нашего агентства на Зубовском бульваре — это дань памяти, которую мы отдаем Андрею. Он пожертвовал жизнью ради этих снимков, ради того, чтобы мир видел правду. Светлая память Андрею Стенину. Мы не забудем его никогда», — подчеркнул гендиректор агентства.
Съемки корреспондентов «КП» Коца и Стешина с места гибели Андрея Стенина
«ДЛЯ НЕГО ЭТО БЫЛА НЕ ПРОСТО «КАРТИНКА» — ЭТО БЫЛА ИСТОРИЯ»
Стенин отправился на украинский юго-восток 13 мая, спустя месяц после начала широкомасштабной силовой операции, пишут «РИА Новости». А до этого, в начале мая, он съездил в очередную командировку в Сирию – на президентские выборы.
«Мы с ним переписывались, когда он был в Сирии, а мы на Украине, в Славянске, — вспоминает друг Андрея Стенина, военный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. — Он очень переживал, что пропускает историческое событие. Потом мы из Славянска уехали, и уже он писал нам: возвращайтесь, вы все пропускаете событие. То есть для него было важно, что он снимает. Для него это была не просто «картинка» — это была история».
В Славянске Стенин жил в одном номере с Дмитрием Стешиным, еще одним своим другом, тоже военным корреспондентом «Комсомольской правды». Тот забрал его из разбомбленного дома, где Андрей снимал квартиру и где уже никого кроме него не оставалось.
«Жили мы с ним душа в душу, хотя почти не разговаривали: такие вот мы оба социопаты. Вместе ездили на задания, смотрели фильмы, слушали музыку. Потом я уезжал, и у меня не было мысли, что я вижу его в последний раз. Я оставил ему газовую горелку, чтобы он мог тоску чайком разогнать. Было видно, как он расстроился, что остается один, — вспоминает Стешин. — Потом я много думал: почему он не уехал вместе с нами? Так его засосала война. Он просто с ней сжился.
Это как передозировка. Он боялся вернуться в мирную жизнь: там не будет такого драйва, такой остроты. Я вернулся в Москву, мы переписывались каждый день. Он рассказывал жуткие вещи, было понятно, что ситуация очень плохая, тут жуткая чересполосица и неразбериха. Работать журналисту тут было очень сложно. Но сидеть на месте он не мог».
Стенин действительно не мог сидеть на месте, подтверждает «РИА Новости»: до Славянска была Сирия, сектор Газа, референдум в Крыму, баррикады и палаточные лагеря на Майдане, Египет, Ливия, Киргизия и Турция. Если Стенин не уезжал в очередную военную командировку, он снимал митинги и судебные процессы, чрезвычайные происшествия.
Журналиста похоронят в пятницу на Троекуровском кладбище в Москве рядом с могилами тележурналистов Игоря Корнелюка, Антона Волошина и Анатолия Кляна, которые так же, как и Андрей Стенин, были убиты на Украине.
|