Уголовное дело, возбужденное в отношении депутата парламента Северной Осетии Казбека Мрыкова, вызывало серьезный резонанс. Репортер портала «Кавказская политика» Заур Караев попытался узнать чуть больше и выйти за рамки официальных сводок следственных органов о крупном финансовом мошенничестве. «Северный Кавказ уже достаточно давно прослыл как место весьма удобное для процветания чиновников, не совсем чистых на руку. Постоянные скандалы стали привычным делом. Но журналисты Северной Осетии не так часто приносят новости подобного характера, несмотря на то, что местные чиновники не считаются образцом высококачественного государственного служащего: периодические смены, предотвращающие абсолютный застой кадров, выговоры вышестоящих, массовые убийства чиновников (особенно мэров Владикавказа) – все это говорит о серьезных проблемах не то что в политике, а даже в сфере взаимоотношений политических сил республики. Однако коррупционные темы поднимаются очень редко, и даже если поднимаются, то слухи о них можно собирать только на ограниченных территориях республики. Сейчас же случилось так, что СМИ разнесли весть о крупном мошенничестве, в котором замешан государственный служащий.
Опрометчивая наглость
Весть о том, что депутат парламента РСО-Алании Казбек Мрыков подозревается в мошенничестве на сумму более чем 80 миллионов рублей, не то чтобы стала сенсационной, но ее заметили как североосетинские, так и федеральные СМИ. Причина скорее всего в том, что дело это строится не местными правоохранителями, а Главным следственным управлением СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу. Именно это ведомство первым проинформировало общественность о том, что Мрыков попал под следствие из-за махинаций с крупными суммами. Грозит депутату десятилетний срок и штраф в один миллион рублей. Сумма эта является ничтожно маленькой по сравнению с тем, сколько, как предполагается, депутат получил в результате не совсем чистых сделок – 82 миллиона рублей.
В 1990 году Мрыков был назначен генеральным директором закрытого акционерного общества «Передвижная механизированная колонна – 83». С тех пор он продолжает играть решающую роль в этой компании. За десятилетия своей строительной карьеры Мрыков успел построить множество проектов и получить множество званий – «Почетный строитель Южного Федерального округа», «Почетный строитель России», также его награждали медалью «Во славу Осетии». Но данный вид деятельности не является единственным для этого человека – пока его фирма реализовывала планы различных строительных проектов, Мрыков умело строил свою политическую карьеру. Он входил в состав депутатов Парламента Северной Осетии 3-го созыва, впоследствии вновь был переизбран по Бесланскому избирательному округу №13.
Раньше Казбек Мрыков никогда не попадал в поле зрения правоохранительных органов, но вот в августе 2014 он вдруг стал одним из главных фигурантов уголовного дела. Усугубляет положение Мрыкова также тот факт, что следователи в его дело добавили формулировку «в составе организованной группы», а это, как известно, отягчающее обстоятельство.
Причина кроется в том, что, начиная с конца 2008 и по сей день, строительная компания Мрыкова была одной из тех, что производят работы в создающемся горно-рекреационном комплексе «Мамисон». В 2009 году «Передвижная механизированная колонна-83» выиграла тендер на строительство линий электропередачи в Мамисоне. Спустя более чем три года эта фирма выиграла еще один тендер. В итоге сумма, которую выделили обществу Мрыкова по тендерам, приблизилась к 800 миллионам рублей. Следствие посчитало, что работы, проведенные вышеупомянутой компанией, столько не стоят – особое внимание уделялось качеству закупленных материалов, стоимость которых, по версии правоохранителей, была значительно ниже той, что преподносилось в бумагах, передаваемых ПМК-83. Начались проверки при посредничестве ФСБ, стали выдвигаться обвинения, а уголовное дело обрастать новыми фактами. В общем, пока все дело на этом и остановилось. Никаких новостей из Следственного комитета не приходит.
Не Мрыковым единым
По мнению собеседника «Кавказской политики», пожелавшего остаться неизвестным, с одной стороны, обвинения в адрес руководителя строительной компании справедливы, так как в первую очередь его депутатское кресло помогло ему в процессе приобретения тендеров на строительство. А это уже можно классифицировать как некое злоупотребление властью, однако, лишь косвенно. Кроме того, махинации, согласно нашему источнику, в любом случае были, о чем говорит нынешнее состояние курорта Мамисона: толком ничего не сделано, несмотря на огромные выделенные средства. Так что тут можно узреть вину и многих других компаний, участвующих в застраивании комплекса.
С другой стороны, как утверждает наш собеседник, Мрыкова можно назвать «жертвенным агнцем» системы. Помимо него, подобного рода махинациями занимается бессчетное количество людей – это и крупные бизнесмены, и мелкие подпольщики, отдающие львиную долю своих доходов в определенные структуры, и так далее. Если же вести речь о лицах, имеющих депутатский мандат и занимающихся бизнесом, то можно смело утверждать, что мошенничество будет иметь место уже в самые первые дни после получения тендера или каких-либо инвестиций. И заинтересованы в этом не только владельцы фирм, но и многие властные структуры, порой, и высшие эшелоны власти, причем иногда и за пределами конкретного субъекта.
Также наш источник уверенно говорит, - отмечает автор, - что на Мрыкове «наварились» немало людей. Сам же депутат, скорее всего, в свой карман за последние пять лет положил не менее 100-150 миллионов рублей, причем только на этом деле. Собеседник отказался комментировать, откуда у него такие данные, но утверждает, что их с 99-процентной вероятностью можно считать верными» – утверждает издание.
|