Снесенный на днях протестный городок в центре Киева на площади «незалэжности», до конца не исчез – одну палатку все ж таки оставили. Задача ее обитателей – вербовка новых боевиков для отправки на юго-восток Украины в составе карательных батальонов, коих за все это время развелось несметное количество. О том, что из себя представляют эти «пидроздилы», кто за ними стоит и кто финансирует в журналистском расследовании Артема Боброва.
«Не хотел я об этом писать, но Аваков сам нарвался. Во вчерашнем блоге шеф МВД написал пафосную оду батальонам добровольцев (всем 30-ти), которые так доблестно сражаются на полях АТО, что потеряли убитыми в общей сложности 46 человек, а раненными 225. Возникает вопрос: а кто же тогда остальные 1500 человек, которые погибли с середины апреля по данным ООН? И те 4396 человек, которые были ранены? Мирные жители? Военнослужащие? Насильно мобилизованные резервисты? Официально армия за время боев потеряла свыше 400 человек. Эти данные явно занижены, но и в таком виде на одного убитого «батальонщика» приходится 10 солдат. Почему же на этой войне погибают не те, кто хочет воевать? Видимо, самое время пощупать изнанку батальонного движения…
Нацгвардия батальонам не товарищ?
На момент начала АТО в Донецкой и Луганских областях насчитывалось не больше 3-4 тысяч так называемых сепаратистов. На них двинули 10-тысячную группировку украинской армии. За несколько месяцев силы повстанцев и проправительственных войск возросли почти втрое: 15 тыс. одних и 25 тыс. вторых. Как подтвердил Арсен Аваков кроме регулярной армии, на стороне власти воюют 30 парамилитарных формирований: батальонов и рот. Часто конфликтующих между собой. Нередко исполняющих функции «сторожей» в освобожденных (точнее, оставленных повстанцами) населенных пунктах. Наделенные оружием. Лишенные контроля. То и дело работающие в интересах олигархов, защищая от разрушений и повреждений их собственность на охваченной боями территории. Может именно в этом секрет столь незначительных на общем фоне потерь добровольческих батальонов по сравнению с регулярной армией? Не сомневаюсь, что у многих уже зачесались руки, написать злобный камент на тему «не трожь героев!». Добровольцы ‒ это патриоты единой Украины. Согласен. Точно так же, как сепаратисты (или точнее повстанцы) патриоты своей земли. У каждого из них есть базовая идеология и четкий мотив, ради чего они пошли на войну. Более того, я вообще считаю, что воевать в Донбассе должны были исключительно добровольцы, а не армия. С этой стороны добровольцы, с той ‒ добровольцы. Пусть бы выясняли, чья правда ближе к истине. Жертв и разрушений, поверьте, было бы меньше.
Но Турчинов с Яценюком решили иначе. И отправили на войну армию, милицию, спецслужбы и все, что у них оказалось под рукой. Добровольцы на этом фоне оказались в роли отрядов СС. В гитлеровской Германии была армия, и были СС. Самые верные, преданные и офигенно идейные парни. Почти как наши добровольцы. Которых, по официальной статистике, должно было быть 5,6 тыс., но по данным независимых наблюдателей уже больше 9 тыс. Когда вся эта толпа вернется домой с оружием и на нервах, про гранатометы и пулеметы можно будет говорить словами популярного тоста: «щоб стояв у кожній хаті…».
Для справки. На сегодняшний день созданы и функционируют такие добровольческие формирования. В Винницкой области — батальон «Винница»; Волынской — рота «Свитязь»; Днепропетровской — батальон «Днепр-1», батальон «Артемовск», батальон «Сичеслав», батальон «Шахтерск»; Луганской — батальон «Луганск-1»; Запорожской — батальон «Скиф»; Ивано-Франковской — батальон «Ивано-Франковск»; в Киевской — батальон «Киевщина», батальон «Миротворец», батальон «Азов»; г. Киев — батальон «Киев-1», батальон «Золотые ворота», батальон «Сич», рота «Киев-2»; Кировоградская — батальон «Кировоград»; Львовская — батальон «Львов»; Николаевская — батальон «Николаев»; Одесская — батальон «Шторм», Полтавская — батальон «Полтава», батальон «Кременчук»; Сумская — батальон «Сумы»; Тернополь — батальон «Тернополь»; Харьковская — батальон «Слобожанщина», батальон «Харьков-1», батальон «Харьков-2»; Херсонской — батальон «Херсон»; Хмельницкая — рота «Богдан»; Черниговская — батальон «Чернигов».
На самом деле Нацгвардия — это бывшие внутренние войска, которые стояли на майдане против революционеров, и получали от них камни, пули и коктейли Молотова. Но ввиду победы идеалов революции бывших врагов было решено перемешать, и в состав Нацгвардии официально добавили бойцов самообороны и «Правого сектора». А командовать подразделением назначили Степана Полторака. В соцсетях участники АТО пишут, что бойцов Национальной гвардии называют «нациками», и хотя среди них много мобилизованных, повстанцы относятся к ним крайне негативно, считают правосеками. К тому же нацгвардейцы получают копеечную зарплату и жалуются, что «никто никого не ценит». «Товарищи по оружию, «нацики», могут и на поле боя раненым оставить, и разбежаться кто куда, а могут вообще из БТРа не вылезти. Не умеют они воевать», ‒ написал один из офицеров, мотивируя свое желание перейти в батальон «Донбасс». И тут самое время рассказать, чем отличаются самые распиаренные батальоны. Все это пестрое военное сообщество не стоит путать с Нацгвардией, которая, согласно закону от 12 марта 2014 года подчиняется непосредственно президенту. На самом деле Нацгвардия — это бывшие внутренние войска, которые стояли на майдане против революционеров, и получали от них камни, пули и коктейли Молотова…
Интриги, батенька…
На сегодняшний день наметились две главные тенденции: часть батальонов объединяется в коалиции, часть наоборот обосабливается. При этом идет нескончаемая грызня спонсоров и публичных лиц, причастных к формированию подразделений. А также конкуренция между самими отрядами. Не только из спортивного интереса за приз «зрительских симпатий», но и чисто из практических соображений. Какой батальон имеет больше симпатий в народе, тому приходит больше волонтерской помощи. Ну, и полевые командиры становятся автономными фигурами влияния. Понятно, что «волшебный плащ» героя АТО должен и дальше помогать им прокладывать дорогу в органы власти, парламент, в Минобороны. Примерно так, как это было с майдановцами. А взять того же Булатова — одно «отрезанное ухо», странным образом самопришившееся на место, и он уже министр. Если брать конкретных начальников добровольческих формирований, то самый распиаренный персонаж ‒ это постоянно носящий балаклаву командир батальона «Донбасс» с псевдонимом Семен Семенченко. Недавно он появился в Киеве, у Шустера. И в тот же день в соцсетях был распространен от его имени пост: «Общались, спорили до ночи и невзирая на ночь. Пора домой. Собралась интересная компания: «Азов», «Шахтерск», «Днипро», ПС («Правый сектор», ‒ автор), «Донбасс». Думаю, кашу сварим:). Особенно, если армия огневой мощью поможет». Судя по всему, формируется батальонная коалиция. Наблюдатели уже отметили отсутствие в списке «партнеров» столичных батальонов, а также «Айдара». Последнему, по слухам, сначала пригрозили расформированием, потом, напротив, пообещали оформить в Минобороне. Шефу военного ведомства Валерию Гелетею так же нужны свои добровольцы, как и министру внутренних дел Арсену Авакову. Еще одним добровольческим формированием при МО должен стать десантный батальон «Феникс». Автор ‒ самый известный украинский волонтер Юрию Бирюков (фонд «Крылья феникса»).
Хлопцы, чьи вы будете?
Батальоны «Днепр» (1,2 и проч.), созданы в апреле этого года, считаются патрульной службой милиции особого назначения, имеют штатную численность около 500 человек и финансируются Днепропетровской ОГА. Батальоны укомплектовываются в мужчинами от 18 до 45 лет, вооружение обеспечено со складов МВД и МО Украины. По словам спонсоров, зарплата рядового бойца составляет не менее $1000, а командирского состава — от $3000 до $5000. В состав батальона входят некоторые активисты майдана и «Правого сектора», в том числе известный сотник Владимир Парасюк. Батальон «Донбасс» так же создан в апреле, базируется в Днепропетровске, но, по утверждению командира батальона, якобы не получает финансирования от областной ОГА. Область лишь предоставляет им казармы и питание. Общая численность — около 800 человек. Так же утверждалось, что в «Донбассе» не платят зарплату, но в соцсетях сообщают обратное. Зарплата в батальоне якобы около $1000. Долгое время власти не знали, куда структурно приткнуть батальон Семенченко. Потом решили, что часть отряда будет именоваться как «24-й батальон территориальной обороны Министерства обороны Украины». Другая перейдет в распоряжение МВД и станет противодиверсионным спецназом. Оставшихся непосредственно в батальоне добровольцев, не подписавших контракты с Минобороны и МВД отпустили в «свободное плавание, при условии, что они будут на связи с МВД, СБУ и МО. В итоге подчиненная Семенченко часть людей, стала называться «Добровольческий батальон территориальной обороны Донецкой области «Донбасс». И, судя по тому, как о них с восторгом отзывался губернатор Донецкой области Сергей Тарута (где он, кстати, давно не мелькал в СМИ, ‒ автор), похоже, сейчас сидят на его хлебах. А так же ориентируются на и.о. главы Луганской ОГА Ирину Веригину (протеже Турчинова).
В отличие от «Донбасса», куда неохотно берут «правосеков» и очень выборочно — «майдаунов», батальон «Айдар» сформирован в мае 2014 года преимущественно из активистов самообороны и разных сотен, к которым добавили луганскую проукраинскую молодежь. Его полное название 24-й батальон территориальной обороны. Официально подчиняется Минобороны, неофициально — сам себе. В батальоне так же есть женщины (типа Надежды Савченко). Сейчас командование батальона (Сергей Мельничук) находится в жестком конфликте с Генштабом. Он обвиняет их в шпионаже в пользу России. Они его — в том, что батальон мародерствует и насилует мирных жителей. Уже несколько раз «Айдар» пытались расформировать. Но пока не удавалось. Кто непосредственно «крышует» батальон, является тайной. Говорят, кто-то из луганских олигархов… Самые колоритные персонажи АТО — это «Азов» и «Шахтерск»: «дивизии СС» нардепа Ляшко. Численность батальонов соответственно 300 и 70 бойцов. В прессе получили широкую известность в интернете как «черные человечки». Наполнение — нацистская шваль разного калибра. Главный идеолог ‒ выходец из «Свободы» Олег Однороженко (духовный лидер организации «Патриот Украины»), который в 2011 году вместе со своими друзьями из числа харьковских футбольных фанатов участвовал в избиении «свободовцев» из молодежной организации «Сокол». Развлекаются «азовцы» тем, что ловят мэров городов, обвиняют их в сепаратизме и начинают издеваться "на камеру". То же самое делают с «пойманными сепаратистами». Учитывая дебилизм значительной части электората, таким способом Олег Ляшко нагнал себе немалый рейтинг. Но поссорился со всеми деловыми партнерами — начиная от МВД (Аваков) и заканчивая Днепропетровской ОГА. Тяжело в войне без «поскандалим?»
Широкая общественность немало повеселилась из-за перепалки в Facebook между замглавы Днепропетровской ОГА Борисом Филатовым и пресс-секретарем батальона «Азов» Игорем Мосийчуком. Теперь с легкой руки Филатова, Ляшко и Мосийчука именуют не иначе, как «боевые пид… сы». А после того, как Ляшко обвинил Авакова в финансировании террористов, тот возбудил против него уголовное дело. После всех этих дрязг перспективы «Азова» и «Шахтерска» незавидны.
Так же в странном положении находится добровольческий корпус «Правого сектора». Была информация, что он активно воюет, а Дмитрий Ярош даже ранен в ногу. Но не так давно на «Цензоре» появилась статья известной нацистской блогерши Елены Белозерской с жалобами на то, что она с 1 мая состоит в составе армии Яроша, и 21 июля они первыми пересекли границу Донецка, но продолжают оставаться нелегальным вооруженным подразделением, без статуса и задач, и потому большей частью сидят на базах, не востребованные командованием АТО. Короче, не дают правосекам повоевать всласть. К чему бы это?
Наконец, загадочная судьба у столичных формирований. «Золотые ворота» несколько месяцев скучал на тренировочной базе (им не выдавали оружия и не отправляли на фронт.), пока, наконец, не отправили на «зачистку» и охрану Красного Яра. «Киев-1» и «Киев-2» тоже сторожат. Им достался Славянск, покинутый повстанцами и занятый правительственной армией. К тому же ‒ патрулируют Одессу и зачищают майдан. Подчиняются Авакову. У командира батальона "Киев-1" Евгения Дейдея статус советника министра внутренних дел. Есть еще 12-й батальон территориальной обороны, сформированный исключительно из киевлян, который позиционировался как «батальон братьев Кличко». 29 июня была опубликована информация, что мэр и его брат они выделили на этот батальон 3,2 млн. грн. Но, как утверждается в соцсетях, эти деньги были разворованы командиром по фамилии Бондаренко. В итоге киевских добровольцев пытались отправить отправили в зону АТО без бронежилетов. Амуницию срочно докупали в последний момент родственники и благотворители. Недавно заместитель командира батальона Антон Шаповал (тот самый, что на популярном видео на Ютубе исполняет под гитару «Темную ночь») сообщил, что батальон нуждается во внедорожниках, которых нужно около 25-ти, бронированных авто для вывоза раненых, средствах спецсвязи и 200 кевларовых касок. В свою очередь, по информации ГУ МВД в Киеве, на четыре столичных батальона спецназначения («Киев-1», «Киев-2», "Сич" и «Золотые ворота»), общей численностью в 1300 человек необходимо 77 млн. грн. Столица — богатый город. Тут мыслят и оперируют серьезными суммами. P.S. Когда материал уже был опубликован, в СНБО сообщили, что на утро 9 августа общие потери военных ранку составили 568, ранено — 2120 человек. Потери добровольческих батальонов составляют, по-прежнему, десятую часть от этой цифры…- отмечает автор, обещая продолжение темы.
|