Состоявшееся в минувшую субботу подписание программы реструктуризации железнодорожного транспорта напоминало тяжелый вздох. Разработчики реформы из МПС так долго носились со своей концепцией преобразований, что в руководстве правительства наконец устало махнули рукой: мол, валяйте, реформируйтесь! По большому счету правительству сейчас не до вагонов с рельсами - более горящих проблем хватает. Даже короткий спич премьера Касьянова перед процедурой подписания программы железнодорожных реформ был нарушен срочным звонком из тонущей Сибири. Поэтому кабинет министров заслушал решение о реструктуризации МПС вполуха. Ни у кого не возникло никаких вопросов.
Стоп-кран для экономических реформ
Между тем и премьер Касьянов, и его заместители не могут не понимать, что наскоро одобренная реформа не прибавит здоровья отечественной экономике. Ведь к эскалации инфляционных процессов прямое отношение имеет именно МПС и растущие тарифы на перевозки. На одном из недавних правительственных совещаний Михаил Касьянов прямо увязал проблему инфляции с растущими, как на дрожжах, тарифами естественных монополий, в первую очередь - МПС и РАО "ЕЭС". Однако, если плата за электроэнергию для потребителей за минувший год повышалась единократно (в среднем на четверть), то железнодорожные тарифы как для пассажиров, так и для грузоперевозчиков росли, как на дрожжах.
Началось с того, что в прошлогоднем сентябре МПС повысило тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования на 25 процентов. А с 10 января 2001 года цены на железнодорожные билеты подскочили еще на 30 процентов. Глава МПС Николай Аксененко объяснил этот удар по карманам пассажиров необходимостью заработать средства "для размещения заказов на производство подвижного состава к 1 июня 2001 года". Правление МАП вынуждено было согласиться с такой лаконичной формулировкой, тем более что в противном случае руководство МПС пригрозило вообще остановить поезда на некоторых направлениях. "Иначе нам скоро не на чем будет перевозить людей!" - вслед за железнодорожным министром горячился тогда директор департамента пассажирских перевозок Валерий Шагаев.
На подорожание всех категорий поездов дальнего следования и пригородных электричек сектор реальной экономики тут же откликнулся всплеском инфляционных ожиданий. "Если до этого рублевая масса в стране регламентировалась в том числе и стабильностью тарифов на пассажирские перевозки, то после резкого роста цен на железнодорожные услуги потребовалось как минимум ускорить работу печатного станка", - прокомментировал ситуацию доктор экономических наук, депутат Госдумы РФ второго созыва Виктор Медиков. По самым скромным оценкам повышение тарифов на пассажирские перевозки принесло МПС дополнительно несколько миллиардов рублей. Казалось бы, в решении проблемы подвижного состава должны были как минимум наметиться сдвиги. Однако по заключению проводившей аудит МПС компании ARHTUR ANDERSEN, нынешнее состояние парка пассажирских вагонов и локомотивов в России по сравнению с прошлым годом не только не улучшилось, но напротив - еще больше приблизилось к критической отметке.Выходит, что средства, которые удалось аккумулировать на счетах МПС ценой инфляции, прошли мимо станции назначения. Или, во всяком случае, министерство не сумело ими эффективно распорядиться.
Вирус инфляции
Еще больше вопросов к дивидендам, заработанным железнодорожным ведомством на инфляционном повышении грузовых тарифов. По данным Госкомстата РФ, в прошлом году тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом выросли на 32 процента, трубопроводным - на 37,3 процента. Но впереди планеты всей оказались железнодорожники: они повысили свои тарифы для отечественных товаропроизводителей на целых 55 процентов! Этот показатель мог быть гораздо выше, но в декабре 2000 г. МАП России отказало МПС в очередном повышении тарифов на грузоперевозки, а по решению правительства была создана специальная межведомственная комиссия по регулированию тарифов на федеральном железнодорожном транспорте.
Однако вирус инфляции уже был посеян железнодорожными чиновниками. Так, в прошлогоднем октябре руководители отечественных металлургических заводов и предприятий нефтяной отрасли вынуждены были обратиться с открытым письмом к премьеру Михаилу Касьянову, в котором выразили резкий протест против значительного повышения экспортных железнодорожных тарифов на перевозку своей продукции. Это привело к цепной реакции: возросшая транспортная составляющая стала причиной удорожания себестоимости длинного списка товаров. Одновременно руководство МПС лишило оговоренных правительственным соглашением льгот производителей продуктов питания.
В итоге прошлой осенью поставки, к примеру, свежемороженой рыбы в Москву и другие крупные города были снижены вдвое, а цены на рыбопродукцию пошли вверх. Генеральный директор ОАО "Рыбмаркет" Николай Глушук в сердцах заявил, что эта железнодорожная подножка отечественному товаропроизводству дорого обойдется начавшимся экономическим реформам. И вправду: если до повышения железнодорожных грузовых тарифов инфляция прибавляла в весе максимум по 1,4 процента в месяц, то после тарифного скачка этот показатель превысил 2 процента.
Но, как оказалось, и это не предел. Несмотря на поручение правительства комиссии Христенко взять под контроль формирование тарифной политики на железнодорожном транспорте, фактически вплоть до конца минувшего апреля тарифные вопросы решались на так называемых межведомственных рабочих совещаниях под председательством первого замминистра МПС Александра Цекало. Манипулирование тарифными льготами и скидками в угоду ведомственных интересов не могло косвенно не отразиться на общем состоянии экономики. Товаропроизводители по-прежнему задыхаются в железных объятиях железнодорожной транспортной составляющей, которая исполняет роль дрожжевого теста для роста цен. Не мудрено, что, начиная с января 2001 года, инфляция в стране ежемесячно растет более чем на 2,6 процента!
Между тем еще в прошлом году, отбиваясь от упреков металлургов и нефтяников, глава МПС заявил: "Железнодорожные тарифы будут расти медленнее, чем цены в промышленности". Но на деле вышло совсем наоборот. Уже в начале нынешнего года министр экономразвития Герман Греф со ссылкой на разговор с президентом Путиным был вынужден констатировать: "Реальные темпы роста тарифов на услуги МПС опережают темпы роста цен на промышленную продукцию".
Куда исчезают миллиарды?
Впрочем, чудес в экономике не бывает. Если государство, по оценке специалистов, теряет на росте инфляции до 4 - 6 миллиардов рублей в месяц, а названная премьером Касьяновым виновницей инфляционных процессов естественная монополия всё громче требует новых бюджетных инвестиций, значит, гигантские средства из ведомственной казны уходят на нецелевые расходы. В активе МПС - целый список грандиозных проектов, которые уже потребовали значительных капиталовложений, но при этом имеют самое отдаленное отношение к непосредственным задачам железнодорожного ведомства.Взять, к примеру, коммерческой телекоммуникационный проект "Транстелеком", который обошелся МПС уже более чем в 800 миллионов долларов. Кроме того, на этот год министерством запланировано потратить на эти нужды еще 21 млрд. рублей. По оценке экспертов, непосредственно на нужды железных дорог завязана лишь пятая часть всего потенциала "Транстелекома", а 50 процентов акций новой компании сосредоточено в руках частных фирм. Из той же серии разорительных для госбюджета затрат - участие МПС в строительстве Бурейской ГЭС, разработка проекта строительства тоннеля на Сахалин, финансирование обширной рекламы железнодорожного ведомства в газетах и на телевидении. По подсчетам главы МАП Ильи Южанова, одни только инвестиции МПС в освоение двух сибирских месторождений превышают годовые затраты на обновление подвижного состава!
А ведь еще несколько месяцев назад президент Владимир Путин потребовал от правительственных чиновников взять под строгий контроль реформирование естественных монополий, в том числе МПС. На поверку же выходит, что финансовые потоки железнодорожного ведомства так и не стали прозрачными, а в бездонную бочку ведомственных затрат укладываются всё новые мешки денег. А мы еще чешем в затылках: где же истоки инфляции?..
|