После пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» в декабре 2009 г., унесшего жизни 156 человек, руководящие чиновники пермского территориального управления Росимущества были отстранены от работы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Как пишут «Новые Ведомости», следствием выяснилось, что помещение клуба находилось в федеральной собственности, а чиновники местного управления Росимущества допустили незаконную перепланировку помещения, что, в конечном счете, стало одной из причин огромного числа погибших. В результате уголовного дела из руководства пермского теруправления Росимущества уцелела одна лишь Галина Постаногова, которая на тот момент занимала пост заместителя руководителя. Впоследствии эта хваткая дама со связями пошла на повышение в своем ведомстве, возглавив теруправление» - отмечает издание, полагая, что «Глава пермского Росимущества Галина Постаногова сама решает, кому стать победителями земельных аукционов». Издание приводит ряд эпизодов из деятельности чиновницы, которые журналисты сочли сомнительными, и задается вопросом относительно карьеры «непотопляемой» Галины Постаноговой.
Тем временем, газета «Звезда» описывает события, которые развернулись после суда над фигурантами, имевших отношение к трагедии в «Хромой Лошади». По состоянию на 14 февраля, картина для тех, кто признан потерпевшими - неутешительная. Как пишет журналист «Звезды» Михаил Лобанов в своем расследовании: «вместо 156 миллионов рублей за гибель родных в клубе «Хромая лошадь» потерпевшие могут получить от осуждённого Анатолия Зака лишь пустые бумажки о его былом бизнесе». Почему автор ставит проблему именно так, можно узнать из его материала «Зак сидит — дела идут» на страницах «Звезды».
«Свердловский районный суд Перми признал законным возбуждение уголовного дела о злоупотреблении полномочиями в отношении Евгения Бермана. Заявление против своего делового партнёра подал в полицию Анатолий Зак, наказанный на 9 лет 10 месяцев лишения свободы за причинение смерти по неосторожности 156 гостям и сотрудникам ночного клуба «Хромая лошадь». Зак заподозрил компаньона в присвоении выручки в сумме 10,5 миллиона рублей. Но подозреваемый Берман считает, что уголовное преследование предпринято не для возмещения ущерба родным и близким потерпевших, а используется для отъёма совместного бизнеса под брендом «Чкаловский» стоимостью 1,2 миллиарда рублей.
Издание напоминает читателям, что трагедия в «Хромой лошади» случилась в ночь на 5 декабря 2009 года. Около 8 часов утра Анатолий Зак был задержан возле посёлка Суксун — на полпути из Перми в Екатеринбург. Согласно версии следствия, фактический хозяин сгоревшего клуба намеревался вылететь из аэропорта Кольцово и скрыться от правосудия за пределами России.
Уже через два дня, 7 декабря, рабочий кабинет Евгения Бермана, гендиректора и совладельца ООО «Торговый комплекс «Чкаловский», посетил адвокат Анатолия Зака Владимир Лисафьев. Защитник принес напечатанные на принтере, подписанные арестованным Заком и его супругой Наталией заявления о выходе из всех совместных коммерческих компаний. На допросе в Следственном комитете РФ свидетель Берман показал сохранённое в своём мобильном телефоне SMS-сообщение от обвиняемого Зака за 25 декабря: «Надо затянуть выкуп гриля до развода с Наташей готовь развод и все договора переделывай на тещу открыв ей ИП и упрощенку срочно».
Берман поведал следователю 28 декабря 2009 года:
«Получается, Зак А. М. просил меня оформить его тёщу в качестве индивидуального предпринимателя с упрощённой схемой налогообложения, развести его с женой, посодействовать в помещении бывшего кафе «Мастер-гриль» и оформить это на его тёщу. Ничего этого я делать, конечно, не собирался. Мне, как здравомыслящему человеку, понятно, что это всё равно невозможно сделать. Также мне непонятно, с какой стати я должен этим заниматься. Было ещё одно SMS-сообщение от него, вроде: «Срочно иди в прокуратуру и забери мой заграничный паспорт».
В обеспечение гражданских исков от потерпевших Ленинский районный суд Перми ещё 10 декабря разрешил следствию арестовать имущество Зака и его жены. Было запрещено совершать регистрационные действия по отчуждению трёх квартир в Перми, особняка в пригородном посёлке Полазна, нежилых зданий, земельных участков в Перми, Березниках и Полазне. Всего — по 18 объектам.
Новый развод, старая цепочка
Анатолий и Наталия Зак поженились в 1993 году. Через шесть лет оформили развод, однако остались вместе жить и вести общее хозяйство. В 2005 году они вновь зарегистрировали брак и, если верить бывшим супругам, совместно проживали только до 20 ноября 2009 года. Об этом говорится в материалах гражданского дела о новом расторжении брака, рассмотренном в открытом судебном заседании 26 апреля 2010 года у мирового судьи судебного участка № 26 Свердловского района Перми Инны Дурегиной. С учётом согласия обеих сторон иск Наталии Зак был удовлетворён и брак расторгнут.
Через полгода бывшая супруга добилась в Свердловском районном суде Перми раздела нажитого имущества. Наталии Зак, воспитывающей несовершеннолетних сына и дочь, достались 4-комнатная квартира, пять нежилых и три встроенные помещения в Перми, административно-торговое здание в Березниках, жилой дом в Полазне общей площадью 300,8 квадратного метра с земельным участком в 18 соток, березниковский надел земли в 40 соток, автомобили BMW-X6 и Mersedes-Benz-S350, банковские вклады в 200 тысяч долларов США, 170 тысяч евро, 4,2 миллиона рублей и т. д. — на общую сумму 126,8 миллиона рублей.
Из перечня в 38 наименований на Анатолия Зака записали 17. В том числе — 4- и 5-комнатную квартиры, три нежилые помещения в Перми. Кроме того, ему оставили наличность в 50 тысяч долларов США и 3 тысячи евро, а также изъятые при задержании карманные часы P/Mozer, перстень из жёлтого металла с тремя белыми камнями и цепь из жёлтого металла в замке.
Поскольку 19 мая 2010 года Ленинский районный суд Перми наложил арест на принадлежащие обвиняемому Заку доли в уставных капиталах 28 коммерческих компаний, дальнейшая борьба развернулась именно за них.
Согласно распределённым ролям
В 2012 году трое потерпевших вчинили Заку иски о признании недействительным его выхода из коммерческих компаний. Свердловский районный суд Перми 18 августа и 23 октября поддержал заявленные требования. В частности было установлено:
«Ответчик после задержания, избрания меры пресечения и предъявления ему обвинения в совершении преступления, причинившего вред значительному количеству потерпевших, произвёл отчуждение своих долей в пользу третьих лиц указанных выше обществ, которые по данным бухгалтерской отчётности не обязаны выплачивать ему ни копейки. После выхода из указанных обществ ответчик безвозмездно уступил свои формальные права на получение действительной стоимости своей матери и жене, которые в арбитражных судах делали попытки освободить имущество в виде долей из-под ареста».
Суд квалифицировал подобные действия Зака как «злоупотребление правом, направленное на сокрытие имущества от обращения на него взыскания» и признал сделки ничтожными. Тем самым обвиняемый был восстановлен в правах совладельца совместных компаний под брендом «Чкаловский».
Переоформивший ликвидное имущество на свою жену, но потерпевший неудачи в арбитражных судах Анатолий Зак просто «решил переориентировать потерпевших с его личного имущества на хозяйственную деятельность группы предприятий торгового комплекса «Чкаловский», — уверен Евгений Берман.
Компаньон Зака отметил в заявлении, направленном 30 декабря 2013 года в Следственный комитет РФ:
«Для этого потерпевшие, в том числе являющиеся его родственниками, предъявили исковые требования в Свердловский районный суд г. Перми (…) В суде согласно распределённым ролям Зак признал иск…»
Четырежды судимый покупатель
Обратиться в Следственный комитет РФ бизнесмена Бермана вынудили обстоятельства. Интересы потерпевших на судебных процессах о восстановлении Зака в правах совладельца совместных компаний представлял адвокат Валерий Горелик. Когда решения вступили в силу, на общее собрание учредителей в начале июня 2013 года прибыл его сын — юрист Евгений Горелик, действующий от имени Зака. Горелик-младший, по словам Бермана, предложил учредителям продать все свои доли за 600 миллионов рублей — вдвое дешевле их рыночной стоимости.
После отказа пойти на подобную сделку в отношении гендиректора ООО «ТК «Чкаловский» и ООО «Фаунд» Бермана было возбуждено уголовное дело. Уже 18 июня 2013 года полиция заподозрила бизнесмена в злоупотреблении полномочиями. По версии следственной части ГСУ краевого главка МВД РФ, Берман в 2010 — 2012 годах заключил заведомо невыгодные договоры с индивидуальным предпринимателем Павлом Кабашным о сдаче в аренду торговых помещений. При определении агентского вознаграждения в размере 40 процентов от начисленной арендной платы гендиректор совместных с Заком компаний значительно превысил его средний размер для Пермского края, составляющий 2 — 5 процентов. Заку как владельцу 40 процентов уставного капитала обеих компаний причинён ущерб в сумме 10,5 миллиона рублей — полагают полицейские.
Через десять дней, 28 июня, в офисе компаний был проведен обыск. А с 12 июля учредителям начали поступать новые предложения о продаже бизнеса за бесценок. Покупатели из Москвы и Перми объясняли: у вас трудная ситуация, возбуждено уголовное дело, мы можем закрыть этот вопрос. Среди покупателей оказался и Эдуард Давыдов. Да, тот самый, отсидевший почти полтора года в СИЗО по скандальному «делу сутенеров» и приговорённый 29 июня 2011 года Пермским краевым судом к 1 году лишения свободы «за содержание притонов для занятия проституцией и систематическое предоставление помещений для занятия проституцией». Ранее Давыдов был трижды судим — за разбой с применением оружия, уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы, подстрекательство к умышленному уничтожению чужого имущества.
На другой день после визита Давыдова, 23 октября, в офис пришли четверо полицейских. Предъявив поручение от старшего следователя Андрея Боталова, оперативники пожелали скопировать компьютерные базы бухгалтерской программы «1С». Гендиректор Берман расценил это как намерение выявить не ущерб, якобы причинённый Заку за неполученные им дивиденды, а определить стоимость всего бизнеса торгового комплекса «Чкаловский».
Как только силовики ушли, вновь позвонил Давыдов. Состоявшийся с ним разговор опять свёлся к продаже бизнеса за полцены и прекращении уголовного дела — сообщил Берман в Следственный комитет РФ.
«Тема будет закрыта»
Одновременно с обращением в Следственный комитет РФ подозреваемый Берман обжаловал возбуждение уголовного дела. Первое заседание в Свердловском районном суде Перми прошло 28 января 2014 года. Через несколько дней юрист Евгений Горелик, представляющий интересы отбывающего наказание Зака, назначил встречу.
Автору этих строк стало известно содержание скрытно выполненных записей состоявшихся бесед, которые имеются в распоряжении Следственного комитета РФ.
Мужчина с голосом, похожим на Горелика-младшего, напоминает о «сидельце» и говорит: «Появились новые люди… Чеченцы». Он предлагает Берману переговорить по телефону с неким Муслимом из Москвы и набирает нужный номер. Слышно, как мужчина с кавказским акцентом ссылается на какого-то Рамзана и предлагает Берману встретиться в Перми.
Муслим подтверждает: «Двадцать процентов мы забрали у Толи (…) Вы Толика долю выводите». Из слов Муслима понятно: о потерпевших при пожаре в «Хромой лошади» не может быть и речи. «Не хотим знать ни Зака, ни Доширака», — шутит собеседник Бермана. На просьбу показать бумаги о передаче Заком арестованных долей в уставном капитале совместных компаний кавказец отвечает, что Женя (вероятно, Евгений Горелик — прим. авт.) умный, грамотный, и есть люди, которые всё подпишут. Муслим предлагает посоветоваться ещё раз «с ребятами» и обещает: «Тема будет закрыта».
Евгений Берман в беседе с автором этих строк не отрицал своего участия в разговорах. И высказал предположение, что «новые люди» требуют отдать одно из торговых зданий Муслиму, ещё одно — Горелику-младшему. Тогда от арестованных долей Зака потерпевшие смогут получить только бумажки о его восстановленных правах совладельца. Узнать мнение Евгения Горелика не удалось. 12 февраля из офиса ответили, что его нет в Перми и «на этой неделе не будет».
Очередное заседание по жалобе Бермана на возбуждение против него уголовного дела прошло 12 февраля в присутствии Горелика-старшего. Подозреваемый Берман пояснил, что заключил агентские договоры по решению общих собраний учредителей. Адвокат Владимир Семёнов представил письмо из Пермской торгово-промышленной палаты, где сказано о невозможности выдать справку о среднем размере вознаграждения за управление торговыми площадями более 6 000 квадратных метров «ввиду отсутствия информации по аналогичным заключённым договорам».
Защита напомнила о разъяснениях, которые дал Пленум Верховного суда РФ. Уголовное дело о злоупотреблении полномочиями может быть возбуждено по заявлению или с согласия коммерческой организации, которой причинён ущерб, или по заявлению учредителя, обладающего долей уставного капитала более 50 процентов. ООО «ТК «Чкаловский» и ООО «Фаунд» заявления в полицию не подавали и не соглашались на уголовное преследование своего гендиректора Бермана. Совладелец Зак имеет 40 процентов доли уставного капитала, его голос на общем собрании не имеет решающего значения.
Старший следователь Андрей Боталов назвал законным возбуждение уголовного дела по заявлению Зака. Помощник прокурора Свердловского района Перми Анна Верхотина предложила отказать в удовлетворении жалобы Бермана. Посовещавшись за закрытыми дверями, судья Елена Кожевникова утром 13 февраля огласила своё постановление, в котором согласилась с позицией полиции и прокуратуры. Выводы районного суда могут быть обжалованы в краевой суд» – отмечает автор.
|